Ценой жизни и здоровья сохранили для нас страну

Опубликовано: 06.05.2016

В современном мире Чернобыльская катастрофа является крупнейшей в истории атомной энергетики: она стала самой масштабной как по количеству задействованных в ней ликвидаторов, так и по количеству жертв.

Напомним, что катастрофа произошла 26 апреля 1986-го года — взрыв на АЭС  случился в 01:23, по словам очевидцев, именно в это время четвертый энергоблок оказался в эпицентре аварии.

Страшная авария на Чернобыльской АЭС затронула весь мир. В первые дни после взрывов в четвертом энергоблоке люди в радиусе 30 км от АЭС были вынуждены покинуть свои дома — эвакуации подлежали свыше 115 тысяч человек. Огромное количество людей и спецтехники было задействовано в ликвидации последствий взрыва — силы более 600 тысяч человек понадобились, чтобы минимизировать последствия произошедшего. Первыми ликвидаторами горящего 4-го энергоблока стали около 40 пожарных, 300 киевских сотрудников милиции, а также многочисленные специалисты в области медицины, угледобывающей промышленности, научные специалисты.

Основные работы по ликвидации аварии на ЧАЭС были проведены в период с 1986-го по 1987-й год. А в целом мероприятия по устранению последствий случившегося в Чернобыле продолжались не один год, за это время многие неравнодушные люди из разных регионов России откликнулась на беду: кто-то перечислял денежные средства, а кто-то сам отправился на помощь.

Не остались в стороне  и  жители Ивановской области. В работах по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС  участвовало  более 2000  жителей области. На момент отправки все они были практически здоровы. Сегодня в Ивановской области проживает более 1000 ликвидаторов, почти половина из них стала инвалидами, а около 600 ивановских чернобыльцев уже покинули этот мир…

Основной задачей ликвидаторов, которые находились в зоне отчуждения, было снижение количественных уровней радиоактивных выбросов. В первые дни и месяцы после взрыва на четвёртом энергоблоке ЧАЭС инженерные войска, шахтёры и прочие специалисты вырывали тоннели под реактором, окапывали дамбы возле реки Припять, откачивали воду из реакторных помещений — всё это делалось с целью пресечь распространение заражённой воды и сплавов, чтобы предотвратить распространение заражения на грунтовые воды и Днепр.

Позднее загоревшийся реактор начали «хоронить», а территорию катастрофы — очищать от радиоактивного мусора, выбрасываемого из реактора. Сам реактор был укрыт бетонным «саркофагом», который построили в ноябре 1986-го года.

Свой гражданский долг по ликвидации аварии на четвертом блоке Чернобыльской АЭС выполняли  и жители Верхнеландеховского района:   В.А. Воронин, Н.И. Наратов,  А.Н.  Лещев, А.П. Карабанов, В.П. Хватов, А.И. Еремин, А.В. Облачков – жители  поселка Верхний Ландех,  Н.В. Сорокин  из села Кромы и А.Г. Полупанов из села Мыт (ныне проживает в городе Иваново).

Сегодня, отдавая дань уважения, мы вспомним тех ликвидаторов-земляков, кого  уже  нет в живых, светлая им память.

2016-04-22 17 OblНа месте аварии оказался одним из первых

В числе первых на месте аварии оказался  военнослужащий -  старший лейтенант  одной из частей химических войск  города Саратова - Александр Васильевич Облачков. Родом Александр  был из села Мыт. После окончания школы юноша выбрал профессию военного,  поступил и  в 1976 году успешно окончил Костромское военное  командное училище химзащиты. Сначала, согласно приказу, он служил в Монголии. Там обзавелся  семьей - его избранницей стала  уроженка Украины Раиса, работающая по контракту поваром. Затем по семейным обстоятельствам его перевели в одну из  военных частей города Саратова (начальником химических лабораторий), где он проходил дальнейшую службу вплоть до возвращения на родину, в Верхнеландеховский район.  По понятным причинам, в пекле Чернобыльской аварии военнослужащий командного состава химических войск вместе со своим подразделением оказался в числе первых.  По воспоминаниям супруги ликвидатора Раисы Ивановны, он мало говорил о тех страшных событиях  его военной трудовой биографии. Жена знает, что положенную норму радиации в первые дни и недели люди набирали за несколько часов, кому повезет - дней  нахождения на разборе реактора, где работало подразделение химиков. Это при том,  что соблюдались все, на то время, правила безопасности работы в костюмах химзащиты, противогазах, масках и даже скафандрах. Чего греха таить, дозиметры выдавались только  командному составу, который работал на роту, а то и больше,  солдат, подчиненных.   По показаниям удостоверения чернобыльца, Александр Васильевич допустимую дозу радиации при работе на руинах реактора набрал за несколько дней, после этого он был прикомандирован к батальону сопровождения солдат к месту работ и обратно.  Чернобыльская история длилась в его жизни всего порядка двух недель, а последствия отразились на всю оставшуюся жизнь - подорванное здоровье. Помимо поощрений, наград по  службе, А.В. Облачков как участник ликвидации на Чернобыльской АЭС посмертно  отмечен медалью ордена «За заслуги перед Отечеством»  II степени.

2016-04-22 17 Nar«Радиков» набрали немало»

Николай Иванович Наратов  в зону отчуждения Чернобыльской  АЭС попал  в августе 1987 года  по  повестке военкомата.  Увидев повестку военкомата, - вспоминает его вдова Галина Ивановна, - бывший солдат-срочник химических войск, удивлен не был. Хотя после аварии прошло уже почти 1,5 года, но работы на месте трагедии  было еще очень много. По приезду  Николай Иванович вместе с земляками был  направлен  в 26-ю бригаду войсковой части 42102. Работал по профессии - водителем машины ЗИЛ непосредственно в зоне  взорвавшегося реактора. Супруга вспоминает, как глава семейства при жизни рассказывал об их работе в Чернобыле: вывозили собранный мусор, оставшиеся радиосколки, пыль и грязь в места захоронения, утилизации, а обратно завозили бетон для  дальнейшего укрепления саркофага, под которым был погребен взорвавшийся реактор. Работа велась посменно, круглосуточно. Первые ощущения - это слабость и  сладкий, необычный привкус во рту. А вокруг сады ломились от яблок, других фруктов неимоверно большого размера с глянцевым отливом. К примеру, Николай Иванович говорил, что найденный маленький белый гриб, вырванный из земли, к утру становился гигантским монстром, и пойманная в пруду рыба  была огромных размеров. 

Жили ликвидаторы в палаточном городке за тридцатикилометровой зоной, место дислокации  - село Ораное Иванковского района Киевской области. Так гласит почтовый штемпель на сохранившемся письме  домой от участника ликвидации Чернобыльской АЭС. Вот некоторые строки этого письма, датированные 25 сентября 1987 года: «Привет из Чернобыля. Здравствуйте мои хорошие…   У меня все в порядке, работаем, уже набрал 5,5 «радиков»….. Все так же езжу на своем ЗИЛе, пока не ломается. Только  немного устаем, спать хочется, удается поспать лишь 5 часов в сутки. Главное - кормят хорошо, так что не переживайте. … 28 августа мне объявили, что почетную грамоту дадут. Так  что все в порядке. Никуда я не лезу лишку, куда только заставят… Ну ничего нового, возьмем мы «этого гада», где наша не пропадала. …. Ну и все, передавай всем привет, да пишите почаще… скучаю и жду письма».

Уезжавший здоровым человеком, по возвращении домой Николай Иванович стал часто болеть, от него долго исходил неприятный запах, а белая  нательная майка приобретала после носки яркий  фиолетовый оттенок. Вскоре стали выпадать зубы (совершенно без боли), открылась аллергия, другие недуги. Уже после смерти по документам личного дела была установлена причинно-следственная связь его ухода из жизни с воздействием радиационных факторов вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.  За участие в  работах по ликвидации аварии  Н.И. Наратов был отмечен многими грамотами, нагрудными знаками,  еще находясь  в пекле событий. А позже  посмертно его жене была  вручена медаль «За отвагу». Односельчане помнят Николая Ивановича  как хорошего семьянина, отзывчивого человека и работягу, всю свою трудовую деятельность проработавшего в местном колхозе  им. Ленина  водителем грузовых автомашин.

2016-04-22 17 VoronНа место катастрофы поехал добровольцем

С честью и достоинством  свой гражданский долг выполнил и Виктор Александрович Воронин, попавший на ликвидацию последствий аварии, можно сказать, «добровольцем», в числе первой отправки односельчан. На работах по ликвидации  он был  больше двух месяцев: с 11 июня по 21 августа 1987 года.  Из-за своей природной скромности мужчина мало чем делился с членами семьи:  женой Галиной Михайловной и двумя дочками. Всегда отшучивался: «Вам это знать не обязательно…» По его редким, скудным рассказам  было понятно, что работали недалеко от места взрыва, возле саркофага. Трудился он также по своей гражданской профессии - водителем на  большой грузовой машине КРАЗ, вывозил разный хлам и мусор на утилизацию, выполнял и другие требуемые работы.  - Выпивая, – вспоминает супруга,  всегда говорил: «Не ругайся, что выпил, нам так положено, чтобы радиация из организма выходила…» (Кстати, и другие женщины в разговоре об этом упоминали. Оказывается, спиртосодержащие продукты, красное вино, напитки являются хорошим адсорбентом, препятствующим всасыванию  радиации в организм человека. Видимо при ликвидации последствий на Чернобыльской АЭС было заведено давать участникам норму спирта, чтобы минимизировать облучение.)   В письмах домой  Виктор Александрович писал, что все хорошо, даже что-то присылал детям. По возвращении при обработке своего приусадебного участка  отмечал, какие на Украине плодородные земли - не то что у нас. Ему, уроженцу российской глубинки, было досадно, что глобальная авария безвозвратно загубила столько сельскохозяйственных угодий, скота, животных и птиц. А во время командировки  перед их взором вставали заброшенные города, деревни, хутора,  стонущие от  увесистого урожая  поля и сады, которые тоже пришлось уничтожать, ликвидировать. О своих болячках мужчина  особо не распространялся, а ушел из жизни в расцвете - в 55 лет.  Как и другие его земляки, В.А. Воронин  отмечен грамотами, благодарностями,  к 25-летию аварии на Чернобыльской АЭС  семья получила посмертно медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени.

2016-04-22 17 SorЕму - деревенскому труженику - были под силу любые поставленные задачи

Кромчанин Николай Викторович Сорокин также отмечен посмертно медалью «За отвагу». Он наравне с другими честно и добросовестно  трудился на работах по ликвидации Чернобыльской аварии.  Ему - деревенскому труженику - были под силу любые поставленные задачи. По повестке военкомата мужчину  забрали прямо с рабочего места на колхозном поле, потому как  он в  армейские годы  служил в  подразделении химических войск (и надо сказать, что добился по службе неплохих показателей, занимал должность замкомвзвода подразделения средств жидкостной химической обработки  различных поверхностей). В  зараженной зоне ЧАЭС, помимо очистки территории, он занимался именно химической обработкой  местности. Потому и больше всех нахватал «радиков», вспоминает супруга бывшего ликвидатора Капитолина Николаевна. А дома его ждали жена и три дочери, одна из которых появилась на свет именно в период командировки отца. Сам Николай Викторович - из многодетной  деревенской семьи, где воспитывалось шестеро мальчиков. Так распорядилась судьба, что в его личной семье родились дочери, желанному  сыну появиться на свет было не суждено, а после командировки в чернобыльскую зону  заводить детей не рекомендовали. Он  был  хорошим семьянином, мужем и  отцом. Сельскому труженику было подвластно любое дело - хоть по домашнему хозяйству, хоть на работе в колхозе,  где он  был и пастухом, и животноводом, трудился и в полеводческой бригаде. Так же, как и другие его сослуживцы, земледелец всегда сокрушался  по поводу загубленной земли, животных  и доброго пропавшего урожая.  

В результате взрыва атомного реактора на ЧАЭС произошел колоссальный выброс радиоактивных веществ, количественный показатель которых превышал миллионную отметку Ки (радиоактивность вещества, при которой происходит 3,7 радиоактивных распада в 1 секунду). В воздухе оказались 8 из 140 тонн топлива реактора, в атмосферу выбрасывались десятки тысяч Ки.

Давайте будем помнить о Чернобыльской аварии и о тех, кто ценой своего здоровья и жизни сделали все возможное, чтобы в кратчайшие сроки ликвидировать последствия этой глобальной  катастрофы. Выполняя свой гражданский долг перед Отечеством,  жителями страны, эти люди, объединенные одним словом -   ликвидаторы - вселили в мировое сообщество надежду на безопасное и стабильное будущее.

                                                             Ирина  ЗАЙЦЕВА.

Просмотров: 1279