Учить детей – профессия… и счастье
В рамках ежегодного конкурса «Педагог года» в Верхнеландеховском районе его участники показали открытые занятия и уроки.
23 марта члены компетентного жюри под председательством начальника отдела образования администрации района Н.М. Доманиной побывали в учреждениях образования Мытского сельского поселения.
Первым по плану состоялось открытое занятие в МКДОУ «Мытский детский сад». Провела его педагог-воспитатель Н.А. Измайлова с детьми старшего возраста. Следует сказать, что с начала учебного года здесь был дан старт новому проекту «Я и моя семья». В рамках этого мероприятия помимо большой информационной работы с родителями были организованы разные выставки «Я в кругу моей семьи», «Семейный досуг и рукоделие», проведена другая работа. Родители совместно с детьми оформили очень красочные, оригинальные фотоальбомы «Моя семья» и «Семейные традиции».
Итогом этого совместного плодотворного труда стало занятие под названием «Семейные обычаи на Руси». В ходе мероприятия дети вместе с воспитателем постарались прожить с утра до вечера один из дней наших предков - русской православной семьи, воспроизводя определенные традиционные обряды. По сценарию отмечался праздник по поводу прибавления в семействе малыша, которого нарекли Егорка. Дети активно и с удовольствием участвовали в действии, отгадывали загадки, размышляли, были вовлечены в различные процессы: хозяйских забот купания и укачивания новорожденного, исполнения колыбельных песен, рукоделия, игровых моментов. Историческую атмосферу создавала определенная обстановка – убранство русской избы с печкой, строченые, вышитые рушники, подзоры, занавески, домотканые половики, люлька для младенца.
Занятие продолжилось конкурсно-игровой программой, в которой участвовали семейные пары: Сусловы - мама Вера и сын Дима, Распоповы - мама Юлия и дочь Варвара, Смирновы - мама Елена и дочь Виктория, Сладковы - дедушка Виктор Валерьевич и внучка Валерия. Участники испекли свой любимый пирог, поделились семейными секретами, традициями, увлечениями, проверенными лечебными рецептами в борьбе с тем или иным недугом.
Следует отметить, что родители оказали помощь в изготовлении костюмов к мероприятию - мамы сшили девочкам русские сарафаны, а мальчикам рубашки-косоворотки. Урок изучения семейных ценностей получился очень наглядным, познавательным и увлекательным. Это отметили в ходе обсуждения все члены жюри, поделились приятными впечатлениями от увиденного и присутствующие гости.
Другой конкурсант - учитель биологии Мытской средней школы С.В. Лужбин - провел открытый урок биологии в 5 классе на тему «Природные зоны России». В ходе урока педагог демонстрировал наглядный материал, активно использовал интерактивную доску, приводил примеры из жизни, фактических наблюдений. При этом наставник предоставлял ученикам возможность поразмышлять, выдвинуть предположения, а если получится - доказать свой вариант ответа.
На уроке использовались межпредметные связи: в ходе обсуждения ребята применяли свои знания по ботанике, географии, природоведению. Для закрепления изучаемой темы каждый ученик получил техническую карту с рядом вопросов и индивидуальные задания. Заинтересованность и активная позиция школьников наблюдалась в процессе всего урока, и даже когда прозвенел звонок, они не спешили покидать класс.
В 10 классе Мытской средней школы прошел открытый классный час. Провела его классный руководитель, учитель иностранного языка Л.В. Филатова. Старшеклассникам для обсуждения была предложена тема «Что такое счастье?». Она выбрана не случайно - 20 марта во всем мире отмечался Международный день счастья. Да и само понятие счастья для завтрашних выпускников очень актуально.
Чтобы рассмотреть и определить понятие счастья с разных точек зрения, подростки разделились на три группы оппонентов: психологи, филологи и журналисты. Каждая из групп, проведя определенную предварительную работу с источниками, постаралась дать свое определение слова «счастье». Филологи искали ответ в русской классике, стихах и литературных произведениях, психологи провели опрос среди учеников школы, а журналисты попытались проанализировать определение данного слова в словарях и других источниках. При этом каждому из школьников была предоставлена возможность дать ответ на этот вопрос лично. Школьники также читали стихи по предложенной теме, с помощью теста выбрали 7 из 12 самых значимых составляющих понятий человеческого счастья. На примере сказки «О рыбаке и рыбке» проанализировали, кто из персонажей счастлив по-настоящему. Для продолжения дискуссии педагогом была предложена видеоподборка опроса «устами младенца», где малыши делились своим видением счастья. В конце урока десятиклассники сделали обоснованный вывод. Следует сказать, что классный час удался.
При обсуждении члены жюри отметили заинтересованность ребят, смелость их высказываний по теме с приведением примеров из жизни своей семьи, способность творчески подойти к решению поставленного вопроса, духовно совершенствоваться и развиваться.
Открытое занятие с детьми старшей группы МКДОУ детский сад «Сказка» провела еще одна участница конкурса «Педагог года», воспитатель Т.А. Ларенкова. Называлось мероприятие «Волшебные капельки» и было приурочено к идущему в России Году экологии. В игровой форме педагог-воспитатель вместе с дошколятами рассмотрели и наглядно продемонстрировали важнейший цикл на земле - круговорот воды в природе. А помогла им в этом увлекательном и интересном путешествии воды по планете «тучка» с капельками воды, каждая из которых рассказала многое о своем предназначении. Так, следуя за капелькой «научной», с помощью глобуса ребята определили, что три четверти земного шара составляет вода, и что без воды не могут существовать живые организмы. Наблюдая за тем, как на крышке контейнера с горячей водой тает кусочек льда, дошколята выяснили разные состояния, в которых вода может находиться. «Звуковая» капелька помогла мальчишкам и девчонкам проверить свой слух и угадать разные звуки бегущей и поющей воды. А вот капелька «труженица» рассказала, как работают мощные гидроэлектростанции, другие производства, предприятия, растут леса, растения, цветы. В процессе занятия для наглядности использовались фотографии и видеосюжеты. Особенно понравилось малышам участие в самом настоящем опытном испытании, где посредством простой очистки через ткань грязная вода становится более светлой, прозрачной. По окончании путешествия дети поделились своими впечатлениями, подвели небольшие итоги занятия и вспомнили, что происходило. Анализируя мероприятие, члены жюри отметили заинтересованность и активное участие всех детей в обучающем процессе.
20 и 23 марта свое профессиональное мастерство в проведении уроков продемонстрировали педагоги Верхнеландеховской средней школы.
С.В. Ометова, учитель истории и обществознания, провела конкурсный урок по обществознанию с учащимися 9 класса на тему «Семейные правоотношения». Используя различные формы работы, педагог постаралась донести до учащихся информацию о правовом регулировании семейно-брачных отношений. Тема урока была представлена в форме презентации. Рисунки и фотографии, таблицы способствовали пониманию, систематизации и запоминанию материала. Учащиеся познакомились с определением семьи и её функциями, видами семей; узнали, что такое брак, каковы условия вступления в брак, о правоотношениях внутри семьи, взаимоотношениях родителей и детей. Ребята работали индивидуально, парами, в группах. В конце урока они проверили полученные знания, ответив на тестовые вопросы с помощью сюрфейсов, после чего смогли узнать свои результаты и посмотреть ошибки. Анализируя проведенный урок, учитель отметила, что активное использование компьютерной техники при изучении школьной программы дает широкие возможности: делает работу учащихся увлекательнее, материал - легче и доступнее, помогает усвоить информацию не зубрёжкой, а на практике.
Учитель начальных классов Г.А. Коротышева организовала с учащимися 3 класса внеклассный урок на тему «Путь к здоровью». Его основная цель - популяризировать преимущества здорового образа жизни на основе поиска оптимальных путей сохранения и укрепления здоровья учащихся начальной школы.
Урок проходил в несколько этапов. Вначале состоялся серьезный разговор о здоровом и вредном питании. Ребята постепенно строили пирамиду здоровья, ставили опыты с чипсами и напитком «Кока-кола». Внимательно слушали учителя, отвечали на вопросы, делились своими мыслями и работали в группах, где, совещаясь и обсуждая, приходили к общему выводу и решению.
Сделали урок интереснее и понятнее используемые педагогом видеоматериалы и увлекательные тесты, оживила импровизированная сценка со сказочными героями о вредной пище и вреде курения. Урок завершился танцевальным флешмобом и яблочным угощением.
Второй этап конкурса еще раз показал, что абсолютно все конкурсанты - настоящие педагоги, профессионалы. Позади у каждого не одна тысяча уроков и часов раздумий за рабочим столом. Идут года, накапливается педагогический опыт, вопросов не становится меньше, да и ответы не всегда лежат на поверхности, а требуют от педагогов глубокого анализа, самообразования и неизменного движения вперед. Именно это они постоянно демонстрируют своим ученикам и доказывают свою компетентность, любовь к профессии и детям, принимая участие в столь важном и нужном профессиональном конкурсе.
Поздравляем всех участников районного конкурса «Педагог года-2017» с успешным прохождением второго этапа и желаем дальнейших побед!
Ирина ЗАЙЦЕВА. Татьяна КОЛОБОВА.
Просмотров: 531