Защита прав потребителей при онлайн-торговле

Опубликовано: 21.03.2018

Летом прошлого года журнал «Форбс» провозгласил, что титул самого богатого человека мира приобрёл Джефф Безос, владелец Amazon.com, обладающий состоянием в 90,5 млрд долларов и потеснивший на этом неоднозначном «посту» небезызвестного Билла Гейтса. Годом ранее в 2016-м, самым богатым человеком в Китайской Народной Республике с состоянием более 32 млрд долларов тот же журнал признал Ма Юня (более известного как Джек Ма), владеющего сайтом Аllexpress.com.

Что между ними общего? То, что оба сайта, принёсшие столь внушительные состояния своим создателям, предназначены для одного и того же – продажи потребителям по всему миру множества всевозможных товаров. И это лишь два наиболее известных своими размерами сайта из многих тысяч (если не десятков тысяч) подобных, в том числе и российских. Одни из них предлагают собственные товары, тогда как другие являются лишь посредническими ресурсами. Одни специализируются на какой-то конкретной категории товаров (автомобили, цифровая и бытовая техника, одежда, еда и напитки и т.д.), другие – универсальные.

В любом случае целевая аудитория у всех этих ресурсов одна – гражданин-потребитель. И это значит, что к сделкам, совершаемым с использованием таких интернет-ресурсов в России, в полной мере применимо российское законодательство о защите прав потребителей. Но специфика этих сделок, диктуемая их дистанционной природой, создаёт ряд нюансов, о которых пойдёт речь в настоящей статье.

                Куда пойти судиться?

В первую очередь необходимо отметить, что теоретически для рассмотрения спора российским судом не имеет значения, является ли продавец, у которого приобретается товар, отечественной или зарубежной компанией.

Однако необходимо отметить, что реальная защита прав потребителя, нарушенных зарубежным продавцом, не имеющим филиалов или представительств на территории Российской Федерации, скорее всего окажется существенно осложнённой как вопросами извещения ответчика о начатом судебном процессе, так и процедурой приведения решения в исполнение на территории государства местонахождения ответчика.

Поэтому при прочих равных условиях следует отдать предпочтение тем продавцам, у которых есть филиалы или представительства на территории Российской Федерации.

                 «Будем посмотреть»

Приобретая товар в Интернете, покупатель лишён возможность потрогать, примерить товар, посидеть на приобретённом стуле или поиграть на покупаемой гитаре.

Поэтому закон требует от продавца подробного и наглядного описания свойств товара.

Продавец обязан передать покупателю товар, качество которого соответствует договору и информации, представленной покупателю при заключении договора, а также информации, доведённой до его сведения при передаче товара. В случае обнаружения недостатка покупатель вправе отказаться от принятия товара. Если же товар уже принят, нужно предъявить продавцу претензию, в которой следует указать, о каком товаре идёт речь, и какие недостатки в товаре имеются.

Закон «О защите прав потребителей» предоставляет покупателю право на свой выбор: потребовать замены товара ненадлежащего качества на товар надлежащего качества, отказаться от договора и потребовать возврата уплаченных денег либо потребовать возмещения своих расходов по устранению недостатков (ст. 18-24, п. 5 ст. 26.1). Граждане, которые приобрели товар в Интернете, в случае несоответствия товара описанию часто предпочитают отказаться от товара и потребовать возврата денег. Расходы по обратной доставке некачественного товара закон возлагает на продавца (ст. 18 Закона).

                   Право передумать

Ст. 26.1 Закона «О защите прав потребителей» (далее Закон) и п. 21 «Правил продажи товаров дистанционным способом», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.09.2007 с изм. от 04.10.2012 (далее Правила) предоставляют потребителю право возвратить не понравившийся товар, пусть даже это товар надлежащего качества, при условии, что сохранён внешний вид и потребительские свойства товара. Поэтому тем, кто покупает в интернете одежду, можно посоветовать до первой примерки не отрывать этикетки и бирочки.

Потребитель имеет право отказаться от товара в любое время до его передачи. Деньги потребителю должны быть возвращены в течение 10 дней с момента предъявления продавцу требования о возврате денег, не позднее.

В отличие от возврата некачественного товара расходы на обратную доставку качественного, но не подошедшего покупателю товара возлагаются на самого покупателя. Если по условиям договора не понравившийся покупателю товар должен забрать продавец (это бывает, например, когда доставленный товар довольно громоздкий), то продавец вправе удержать из тех денег, что он переведёт обратно покупателю, свои расходы на перевозку (п. 21 Правил).

Если сведения о том, как вернуть товар, не размещены на том же сайте, где предложен товар (или в отдельном документе, приложенном к товару), срок возврата товара продлевается до 3 месяцев с момента его передачи (п. 21 Правил).

         А если деньги не вернулись?

В таком случае покупателю остаётся только предъявлять иск о взыскании долга, а также требовать неустойку, установленную Законом «О защите прав потребителей», в размере 1% от цены товара за каждый день просрочки. Также покупатель имеет право требовать от продавца штраф.

Штраф взыскивается, если требование потребителя не удовлетворено в досудебном порядке. Штраф составляет 50% от суммы, взысканной в судебном порядке в пользу потребителя (ст. 13 Закона о защите прав потребителей).

Несмотря на внешнюю солидность таких способов защиты, они вряд ли помогут потребителю, если продавец не имеет ни денег, ни иного имущества. Поэтому решения о приобретении товаров в онлайн-магазинах стоит принимать, учитывая репутацию продавца, а равно – особенности приобретаемого товара.

                    (Материал предоставлен управлением социально-экономического развития администрации Верхнеландеховского муниципального района).

Просмотров: 394