Всемирный день защиты прав потребителей

Опубликовано: 21.03.2018

Ежегодно, начиная с 15 марта 1983 года, по решению Организации Объединенных Наций проводится Всемирный день защиты прав потребителей. В России этот праздник стал широко отмечаться после принятия закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» и вступления России в 1994 году в Международную организацию союзов потребителей.

Его тематику по сложившейся традиции определяет Международная Федерация потребительских организаций (Consumers International - CI) и в 2018 году он проходит под девизом: «Сделаем цифровые рынки справедливыми и честными». Так же, как и в 2017 году, CI призвал сосредоточиться на правах потребителей в сегменте электронной коммерции, когда в качестве девиза был предложен слоган «Потребительские права в цифровую эпоху». 

Эта тема очень актуальна, поскольку в настоящее время индустрия «электронной коммерции» по организации продажи потребительских товаров и оказанию различных возмездных услуг в информационно-телекоммуникационной сети Интернет развивается очень динамично. Она оказывает серьезное влияние на повседневную жизнедеятельность людей. Сейчас мало кого удивишь онлайн-оплатой товаров, штрафов и налогов, услуг ЖКХ, мобильной связи, интернета. Ежегодно объем онлайн-трансакций физических лиц растет. К примеру, по данным различных рейтинговых агентств, услуги электронного рынка в 2017 году   выросли на 8-10% по сравнению с 2016 годом.

Однако, наряду с преимуществами, электронная коммерция поднимает ключевые проблемы для потребителей: доступ к справедливым и безопасным рынкам, возмещение ущерба, защита от мошенничества, гарантии равного отношения ко всем его участникам.

В этой связи закономерно, что распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2017 года №1837-р разработана и утверждена Стратегия государственной политики в области защиты прав потребителей на период до 2030 года. В ней поставлены цели и задачи, сформулированы принципы государственной политики в области защиты прав потребителей - исходя из тех рисков, которые несёт в себе стремительно меняющийся мир.

Основной целью мероприятий в рамках Всемирного дня защиты прав потребителей-2018 является привлечение внимания общественности к проблемам в данной сфере, повышение потребительской грамотности, информирование граждан о важнейших механизмах государственной и общественной защиты потребительских прав. При этом особое внимание уделяется праву на получение четкой и ясной информации, чтобы потребители могли принимать обоснованные решения относительно покупки и использования интернет-ресурсов.

Важно, чтобы мы – потребители - обладали набором базовых, неснижаемых прав, независимо от того, касается это приобретения офлайн товаров и услуг или покупок в сети Интернет. При этом потребители новой цифровой эпохи должны быть обеспечены достаточным уровнем защиты, комфорта и безопасности при совершении дистанционных покупок. Должно быть понятно, кто именно несёт ответственность в каждой точке цепи поставки товара и в дальнейшем в течение всего срока его использования.

Все возникающие проблемы можно урегулировать

Вопросами регулирования возникающих проблем по защите прав потребителей на территории муниципалитета занимается отдел Управления социально-экономического развития администрации Верхнеландеховского муниципального района. По словам старшего экономиста УСЭР О.А. Малышевой, за 2017 год поступило 2 письменных и 1 устное обращения граждан о нарушении прав потребителей (по замене либо возврату денежных средств за проданный некачественный товар). Все обращения граждан были рассмотрены, оказана консультативная помощь.

Многие жители района пользуются услугами интернет-магазина «AliExpress». Поставки товара осуществляются через отделения почтовой связи. Руководитель Верхнеландеховского ОСП Е.В. Ливанова нас уверила, что у них еще ни разу не было возврата некачественного товара - присылаемый товар, который жители заказывают через интернет, всех устраивает.

В преддверии отмечаемого Дня защиты прав потребителей мы поинтересовались у верхнеландеховцев: Нарушались ли когда-нибудь их потребительские права? И как они с этим боролись?

Вот что отвечали нам люди – простые покупатели сети магазинов Верхнего Ландеха:

- Женщины, встретившиеся у магазина: «Серьезных нарушений прав потребителей не припомним. Но покупать испорченные продукты: консервы, молочку, другие товары - доводилось, бывало такое. Чаще всего некачественный товар просто выбрасывали - не хотелось идти обратно в магазин, поскольку продукт не такой уж дорогой, да и производитель товара далеко, а продавец чаще был ни в чем не виноват».

- Алексей, пользуется услугами онлайн-покупок, через сеть Интернет: «Меня привлекла цена желаемого товара. Хоть и были сомнения, но в целом остался доволен приобретением. Мне повезло, меня не обманули».

- Валентина, отстоявшая свои права: «Приобрела на нашем рынке куртку, причем, недешево. Принесла домой и обнаружила брак. При возврате мне сказали, что надо было смотреть лучше. Нехотя предложили поменять, а я решила вернуть деньги. Пригрозила, что пойду жаловаться куда надо - сработало. Деньги мне вернули, но не сразу, к концу работы рынка».

         Ирина ЗАЙЦЕВА.

Просмотров: 415