Опаленные войной

Опубликовано: 04.02.2014

DSC01030

Великая Отечественная война – страшная трагедия, нарушившая ход мирной жизни целой страны. Рвались налаженные связи, разрушались заводы, фабрики, промышленность и сельское хозяйство. Люди привыкали жить на осадном положении, оплакивая смерть своих близких  и все-таки надеясь на победу.  И наряду со многими городами-героями  Ленинград явил собой подвиг своих жителей, которые смогли в тяжелейших условиях отстоять свой родной город перед  натиском  фашистов.

Из оккупированных германскими войсками территорий в глубокий тыл бежали люди. По «Дороге жизни» вывозили из Ленинграда детей, женщин, стариков. В селе Мыт для детей-сирот, блокадников был организован детский дом. Специально для этого учреждения было выделено двухэтажное здание бывшего кредитного товарищества (теперь здесь располагается   Мытский краеведческий музей).

Вот строки новостей из местной газеты «Социалистический льновод» от 5 января 1943 года:          «10 декабря в с. Мыт открылся детский дом для детей, эвакуированных из Ленинграда и временно оккупированных немцами областей. В большом двухэтажном доме, где поместились ребята, уютно, чисто и тепло. В одной из комнат расставлены кроватки, на которых постланы белоснежные простыни. С помощью колхозов района при детском доме организовано хорошее питание, все дети тепло одеты и обуты.

Материнскую заботу о своих воспитанниках проявляет директор детдома – орденоносец Ольга Семеновна Евсеева, испытавшая на себе все ужасы немецкого ига. Коллектив воспитателей детского дома приложит все свои силы, чтобы воспитать детей в духе коммунизма, в непримиримой ненависти к врагу».

Ребята прибыли в конце 1942 года, 40 человек – русские, татары, немцы. Дети потихоньку приходили в себя после ужасов блокадного времени. Руководство над детским домом осуществляла О.С. Евсеева, затем директорами в разное время были: П.Н. Перов, А.И. Ночуйкин, И.Н. Гусев. Это  воспитательное учреждение просуществовало  до 1952 года. 

Дети посещали Мытскую школу, где вскоре сдружились с местными школьниками. Вот как вспоминают своих друзей-блокадников жители села Мыт Адий Павлович и Руфина Евгеньевна Раскатовы: «Это были замечательные, веселые ребята. Они участвовали вместе с нами в разных играх. Однажды была устроена военно-патриотическая игра «Зарница», где учащиеся Верхнего Ландеха выступали противоборствующей стороной, а мы, ученики Мытской школы и ребята из детского дома, обороняли свои рубежи: генеральный штаб располагался на противотанковом рву  в землянке. Мы действовали слаженно и быстро, здесь работали и разведчики, и вражеские лазутчики, и минеры. Было очень интересно.

Конечно, о страшном блокадном времени они не рассказывали, ведь дети есть дети - они жили настоящим: учебой в школе, детскими играми, мероприятиями, пионерской дружбой. Они привыкли выживать в тяжелых условиях и свои навыки использовали даже здесь, хотя это было уже не нужно, ведь их хорошо кормили. Это иллюстрирует вот такая ситуация:  раньше была кованая ограда вокруг Никольского храма, так они разобрали ее на «пики» (это острые прутья), затем ходили с ними на речку, щук ловили, а повар затем готовила им из пойманной рыбы уху».

Воспитатели организовывали разнообразный досуг своим подопечным. Так, из красочных альбомов, которые составляли сами ребята, можно узнать об интересных, познавательных походах, например, в деревню Гоголи. Были и долгосрочные путешествия в город Ярославль. Ребята с воспитателями сначала добирались до города Пучеж, а затем Волгой, на теплоходе - до древнего города. Также была незабываемая поездка в город Плес.

 В Мытском краеведческом музее хранятся письма воспитанников детского дома Ивану Николаевичу Гусеву, в них ребята рассказывают своему наставнику о своих радостях и печалях, удачах и поражениях. И во всем повествовании содержится такая трепетная любовь к селу Мыт, который стал им второй родиной, а также уважение и почет к своим учителям. Наверное, хранили дети-блокадники в душе и воспоминания о родном порушенном городе, о погибших родителях, о голоде и холоде, но это осталось в прошлом, как этап  к взрослому становлению. А впереди их ждала мирная жизнь…

Просмотров: 1361