Насилие и жестокость в отношении несовершеннолетних в семье

Опубликовано: 01.11.2019

Успешное формирование личности ребенка, его полноценное развитие зависят от различных факторов, но влияние семьи на человека любого возраста несравнимо по своему значению ни с чем больше. Влияние семьи проявляется в создании и поддержании определенных условий, которые способствуют оптимальному развитию ребенка в современном обществе. Именно в семье происходят становление и развитие личности человека: закладываются необходимые умения и навыки, формируется характер, приобретается опыт общения с другими людьми.

Влияние родителей на развитие ребенка огромно. Дети, растущие в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем, связанных со здоровьем, трудностей с обучением в школе, общением со сверстниками, и, наоборот, как правило, нарушение детско-родительских отношений ведет к формированию различных психологических проблем и комлексов. В целом современные детско-родительские отношения отличаются сложностью и общей тенденцией на уровне социума пренебрежением родительскими обязанностями. Особенно тревожным моментом  является частое проявление жестокости в семье, что наносит ущерб физическому и психическому здоровью ребенка, его благополучию.

Наказание все еще остается самой распространенной формой воздействия, основанной на страхе перед болью, возможностью оказаться в неловком положении перед родными, друзьями, боязнью быть отвергнутым.

К сожалению, уровень культуры межличностного общения в нашем обществе традиционно низок. Ребенок, как правило, выступает не как субъект, а как объект воздействия. Взрослые не умеют и не хотят строить отношения с детьми на основе равноправного диалога и не могут добиться позитивных воспитательных целей иными средствами, кроме требования безусловного послушания. Возложение на себя чисто формальных функций внешней заботы часто приводит к внешнему, поверхностному воздействию на ребенка: «Поешь», «Убери в комнате», «Не задерживайся», «Погладь брюки» и т. д. А чем живет ребенок? Что его интересует? О чем он мечтает? С кем дружит, какие качества ценит в людях? Какие фильмы, книги, музыка привлекают его, а что не интересует? Вне внимания родителей часто остаются внутренний мир ребенка, его отношение к людям, окружающему миру, самому себе.

Нередко родители из лучших побуждений жестоко контролируют и круг общения ребенка, и его свободное время, решают за него все возникающие проблемы, как в школе, так и вне ее, отказывают ребенку в праве на собственное мнение, навязывая свой образ мыслей и такую схему действий, которая кажется им позитивной. Тотальный контроль вызывает естественный протест ребенка, особенно подростка, ведет к  конфликтам, вплоть до ухода из дома и попыток самоубийства.

Конечно, не всякая семья имеет положительный опыт воспитания, и зачастую именно неумение родителей создать для своего ребенка такую обстановку, которая способствовала бы его личностному развитию и психологическому комфорту, является причиной возникновения конфликтов, агрессии, насилия. Родителям детей подросткового возраста не стоит думать, что менять установки, методы воспитания поздно. Говорить своим детям ласковые слова, целовать и обнимать их, с интересом расспрашивать их о прошедшем дне никогда не поздно и никогда не рано.

К характеристикам детей, являющихся свидетелями жестокого обращения в семье, относятся:

  Чувства - никчемность (бессилие); чувство вины и ответственности за жестокое обращение; страх за себя, братьев и сестер; гнев (смущение); унижение; принятие жестокого обращения.

   Поведение - проигрывание ситуации (уединение); стремление угодить; беспокойство (неспособность сконцентрироваться; проявление жестокого обращения для самовыражения; плохая успеваемость; слабая школьная посещаемость).

  Физические показатели (испытали жестокое обращение, детьми пренебрегают): получение повреждений при вмешательстве в конфликт; энурез, нарушение сна; головные боли; боли в животе; отставание в развитии.

Существует ряд признаков, позволяющих заподозрить применение физического насилия.

Внешний вид ребенка: множественные повреждения, имеющие специфический характер (отпечатки пальцев, следы ремня, сигаретные ожоги) и различную степень давности (свежие и заживающие); задержка физического развития (отставание в весе и росте); признаки плохого ухода (гигиеническая запущенность, неопрятный вид, сыпь); царапины и рубцы, особенно на лице, спине, необычной формы, укусы, ссадины свидетельствуют о применении инструментов, об ударах рукой; ожоги; ссадины; травма скелета, переломы бедер, челюсти, перелом или травма позвоночника; травмы головы (отсутствие волос, кровоподтеки на коже головы, гематомы на черепе в результате удара и т. д.); внутренние травмы и результаты ударов по животу (кровоизлияние кишечника, разрыв брюшной вены, перитонит).

Существует ряд признаков, позволяющих заподозрить применение эмоционального насилия.

Состояние и физическое развитие ребенка: задержка физического и умственного развития ребенка; нервный тик; энурез, печальный вид;

Поведение ребенка: беспокойство или тревожность; нарушение сна, длительно сохраняющееся подавленное состояние, агрессивность, склонность к уединению, неумение общаться, плохая успеваемость, низкая самооценка;

Поведение взрослых: нежелание утешить ребенка, оскорбление, брань, обвинение или публичное унижение ребенка, постоянное чрезмерно критичное  отношение к нему, перекладывание на него ответственности за свои неудачи, открытое признание в нелюбви, пренебрежение нуждами ребенка (моральная жестокость) - отсутствие со стороны родителей или лиц, их заменяющих, элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза здоровью и развитию.

Особенности внешнего вида, клинические симптомы, определенное психическое состояние ребенка - признаки, по которым можно заподозрить пренебрежительное отношение к его нуждам и интересам: утомленный, сонный вид, опухшие веки, санитарно- гигиеническая запущенность, низкая масса тела, увеличивающаяся при регулярном достаточном питании, задержка роста или общее отставание в физическом развитии, задержка речевого и моторного развития, частые  вялотекущие и хронические инфекционные заболевания, многократная госпитализация в отделения неотложной скорой помощи, повторные случайные травмы или отравления, постоянный голод и (или) жажда, кража пищи, стремление любым способом, вплоть до нанесения самоповреждений, привлечь к себе внимание взрослых, требование ласки и внимания, подавленное настроение, апатия, агрессивность и импульсивность, деликвентное (антиобщественное) поведение, вплоть до вандализма, неумение общаться с людьми, дружить, неразборчивое дружелюбие, регрессивное поведение, трудности в обучении, низкая успеваемость, недостаток знаний, низкая самооценка.

С целью предотвращения насилия в отношении несовершеннолетних сотрудники Пункта полиции № 17 (п. Верхний Ландех) МО МВД России «Пучежский» призывают граждан сообщать обо всех фактах жестокого обращения с детьми в семье или в детских образовательных  учреждениях  по телефонам  дежурной части:  8(49349)2-14-35    или  02.

    А.И. СЕЛИВАНОВА, инспектор ПДН Пункта полиции №17 (п. Верхний Ландех) МО МВД России «Пучежский».

Просмотров: 260