Возрождение православных паломнических традиций

Опубликовано: 08.12.2014

2014-12-05 98 128 ноября в городе Кинешме, на базе Кинешемской епархии прошли первые Епархиальные Рождественские образовательные чтения. В чтениях принимали участие: священнослужители; руководители всех отделов Кинешемской епархии; руководители и специалисты Управлений образования администраций, входящих в состав Кинешемской епархии; учителя общеобразовательных школ; работники учреждений искусства и культуры.

На чтениях были затронуты разнообразные темы, которые включали в себя изучение истории принятия христианства на Руси и роли князя Владимира в истории православия; рассматривались методики православного воспитания и школьного образования и многое другое.

В мероприятии приняли участие сотрудники Мытского краеведческого музея: директор музея   И.В.  Скворцова и научный сотрудник О.Н. Тарасова. Научный сотрудник Мытского краеведческого музея О.Н. Тарасова выступила с докладом на тему: «Возрождение православных паломнических традиций: Разработка православных паломнических маршрутов на территории Кинешемской епархии».

На данный момент сотрудники музея занимаются разработкой проекта «Развитие православного туризма на территории Кинешемской епархии». Цель данного проекта: организовать паломническое посещение мест, связанных с житием Преподобного Макария Унженского.

Православие как не- отъемлемая часть «русского мира» нашло воплощение в многочисленных национальных традициях, которые были подвергнуты значительной деформации в ХХ веке, поэтому сегодня необходимо вернуться к истокам национальной культуры, заново выявить ее ценностное содержание и многообразные формы существования. Время требует восстановления целостной картины русской духовности. В этой системе православные традиции паломнических посещений святынь, знакомство и изучение жизни и духовных подвигов православных святых, обращение с молитвой к праведникам  играют большую роль в  духовном воспитании нравственного человека вне зависимости  от возраста.

Русская паломническая традиция – это уникальное проявление живой православной веры. От других  видов путешествий паломничество отличается прежде всего ценностным содержанием, духовной сущностью. Оно связано с догматическим строем Православия, основанным на исповедании Никео-Цареградского Символа веры. Почитание Святой земли, Богородицы и святых, их святых мощей, креста, икон свойственно русскому православному человеку. Это нашло отражение в памятниках древнерусской литературы. «Мощи святых с верой целуй и честь воздай, яко достойным чести, понеже Христа ради пострадаша», - учит «Стословец». Жажда спасения души, поиск благодати, молитва о помощи в скорбях и болезнях, благодарение за благополучие и выручку в трудных делах поднимают верующего с насиженного места. В «Поучении на Покров» Божия Матерь взывает к Своему Божественному Сыну: «Царю небесный, пришли всякого человека, славящего Тя и призывающего имя Твое, и всяко место, идеже бывает память имени Моего, освяти оно и прослави прославляюща Тя, именем Моим, приемля их всяку молитву и обет». Это поклонение святым местам и святыням началось еще с апостольских времен и укоренилось в годы гонений на христианство. В России православный люд предпринимал далекие и ближние паломнические посещения монастырей и церквей, в которых покоятся мощи православных святых.

Эти традиции старались уничтожить в советские времена, когда закрывались церкви и монастыри, и атеистическое учение вытесняло веру в Бога у некогда верующих людей.  

Особый интерес представляет возрождение паломнической традиции в последнее десятилетие ХХ и в начале ХXI века. Стремление к обретению святынь, восстановление храмов и монастырей, организация паломнических поездок внутри страны и за рубеж свидетельствуют о неиссякаемости православной веры  в среде жителей России. Богомолье является одним из действенных способов воцерковления людей. Выходит в свет  множество паломнических  описаний прошлого и настоящего времени, путеводителей по святым местам, энциклопедий по монастырям и храмам.

На территории Кинешемской и Палехской епархии есть места, связанные с жизнью святых праведников. Поэтому цель данного проекта: разработать паломнический маршрут по памятным местам, связанным с житием святого Преподобного Макария Унженского.

По следам Преподобного Макария

Преподобный Макарий, великий пустынножитель и чудотворец, «похвала и утверждение всей Российской земли», родился в Нижнем Новгороде  в семье посадских людей в 1349 году. В житие Преподобного Макария мы находим такие строки: Макарий по-прежнему трудился в обители (Печерская обитель). Вскоре он превзошел всех живущих там иноков и приобрел всеобщий почет и уважение. Тяготясь этим, Макарий решил уйти из монастыря и поселиться в безлюдном месте. Так же, как раньше родительский дом, покинул он обитель: помолясь, положился на промысел Божий и пошел, куда глаза глядят.

Долго ходил он по болотам и лесам, пока не вышел к реке, называемой Луг (Лух), и, выбрав место, построил хижину. Здесь он стал жить один в безмолвии и молитве».

Шел Прп. Макарий и  нашими  местами. Вот такое упоминание мы находим в Историко-статистическом описании церквей и приходов Владимирской епархии под редакцией Березина и Добронравова на 1898 г. стр.480: «Близ церкви (Затаеховский приход – О.Т.) с давних пор существует деревянная часовня. По одному преданию, она построена в память отдохновения на этом месте Прп. Макария Унженского, когда он шел к другу своему Прп. Тихону Луховскому… Ежегодно 8-го июля бывает крестный ход в эту часовню из Мытской и Слободской церкви».

Существует легенда, которую жители села передают из поколения в поколение: «Дойдя до нынешнего Мыта (селения тогда маленького), Преподобный Макарий должен был переправиться через реку Лух. Пешие и конные путники переправлялись «перевозом», за который местные жители брали плату – мыто. У Преподобного денег не было, сняв с себя поршни (обувь), расплатился ими. А сходя с парома, удрученный предстоящей дальней дорогой лишенный обуви молвил следующее: «Вековой мытитесь, усиленно трудитесь – вы и ваше потомство и селение ваше отныне пусть зовется Мыт» («Здесь родины моей  начало»  Е.С. Локтева). 

Затем отправился Преподобный дальше. На противоположном берегу реки, у впадения р. Добрицы в Лух, преподобный Макарий основал в конце ХIV века свой первый монастырь, известный как Вход-Иерусалимский монастырь, а также как Болдырева или Макарьевская Богоявленская Луховская пустынь. В начале XVII века монастырь был разорён поляками, а в 1763 году упразднён. Рядом с храмом находится старинное кладбище. У кладбища, на берегу Луха существует место, особо чтимое  в память о пребывании здесь преподобного Макария. Но и здесь пребывание святого было временным.

Макариев-Решемский монастырь, по преданию, был основан в конце ХIV века самим преподобным Макарием Желтоводским и Унженским. Пройдя около 60 верст по реке Добрице, он остановился на живописном возвышенном берегу Волги близ слободы Решма. Место ему понравилось, и он устроил небольшую келью, в которой несколько лет подвизался в посте и молитве. Мало-помалу стали приходить к отшельнику жители близлежащих селений, и некоторые из них оставались, чтобы проводить вместе с ним подвижническую жизнь. Постепенно образовалась небольшая община. Тогда для собравшейся здесь братии он основал обитель во имя Богоявления Господа нашего Иисуса Христа, ставшую известной как Макарьевская пустынь.

Сотрудник Мытского краеведческого музея познакомила присутствующих с этапами   паломнического  маршрута, который  будет освоен будущим летом:

- село Мыт (место отдохновения Преподобного Макария Унженского и место переправы), посещение Мытского краеведческого музея, знакомство с экспозицией музея, в которой представлены предметы церковной утвари;

– село Худынское,  храм (посещение храма Богоявления Господня);

– село Решма (посещение Макариев-Решемского монастыря).

Упоминались в докладе и различные организационные моменты паломнического посещения.

После  доклада  научного сотрудника музея О.Н. Тарасовой епископ Кинешемский и Палехский Иларион тепло отозвался о деятельности Мытского краеведческого музея и его сотрудников, который посетил в октябре этого года. В том числе он отметил, что нужно продолжать сотрудничество, чтобы этот проект не оказался забытым, и в летнее время жители Ивановской области смогли посетить памятные места, где некогда жил и молился Макарий Унженский.

О. ТАРАСОВА, с. Мыт.

Просмотров: 1066