«Хочется привлечь ребят к исследованию родного края»
Что такое краеведение? Это, по большому счету, историческая память. Надо ли заниматься краеведением? И надо ли это вообще кому-нибудь сегодня?
Об этом мы вели разговор с учителем Верхнеландеховской СОШ, вдохновенным исследователем родного края А.Ю. Тимофеевым. Молодой, но, несомненно, талантливый педагог смог зажечь в детских душах интерес к родной истории, желание исследовать родной край. Анатолий Юрьевич Тимофеев с первого дня педагогической деятельности занимается с учащимися краеведческой работой. В этом он подразумевает не только обучение и распространение знаний о прошлом и настоящем своего края, его особенностях и достопримечательностях, но и развитие потребности в действенной заботе о его будущем, о сохранении его культурного и природного наследия.
На страницах районной газеты «Сельские зори» мы не раз писали об учениках Мытской и Верхнеландеховской школ, добившихся определенных успехов в исследовательской краеведческой работе, научным руководителем работ которых является А.Ю. Тимофеев. Вот уже восьмой год изо дня в день он передает ребятам свою любовь к краеведению. А роль учителя в этом деле большая. Исходя из программы, состава учащихся и местных возможностей, он определяет объекты для исследования, виды и методы работы, организует на изучение края учащихся и руководит их работой. Поэтому успешные результаты школьного краеведения во многом зависят от того, в какой степени учитель сам краевед, и как он сумеет заинтересовать своих учеников.
У Анатолия Юрьевича это получается, и тому есть подтверждение. В копилке успехов и побед у ребят и их руководителя немало. Последнее успешное выступление - в январе 2014 года на областных краеведческих чтениях учащихся Ивановской области, который проводился в два тура. На 1-ый (заочный) тур победителями городских и районных краеведческих конференций и чтений учащихся от всех муниципальных образований области было представлено 103 краеведческие работы. До участия во втором (очном) туре чтений были допущены авторы 68 работ, получивших положительную экспертную оценку в первом туре конкурса и отвечающих требованиям, предъявляемым к оформлению краеведческих работ. По итогам заочного тура были сформированы различные секции, соответствующие тематике работ.
В состав жюри областных краеведческих чтений входили преподаватели высших учебных заведений, АУ «Институт развития образования Ивановской области», сотрудники музеев, представители областного краеведческого общества. Всего в работе Чтений приняли участие 197 человек, включая членов жюри и оргкомитета и руководителей делегаций. С докладами выступили 94 учащихся.
В секции «География Ивановского края» выступил Денис Смирнов, учащийся 10 класса Мытской средней общеобразовательной школы, занимающийся в МКОУ Верхнеландеховский центр внешкольной работы (объединение «Краевед»). Его исследовательская работа называлась «Особенности рыбного промысла на участке реки Лух Верхнеландеховского района».
В секции «Культурное наследие Ивановского края» выступила Юлия Гаранина, учащаяся 10 класса Верхнеландеховской средней общеобразовательной школы с работой «Особенности ткацкого промысла на территории Мытского поселения Верхнеландеховского района». Оба участника стали лауреатами XXIV областных краеведческих чтений учащихся Ивановской области, каждый в своей секции занял 2 место. В заключение ребятам были вручены дипломы Департамента образования Ивановской области, ОГБОУ ЦРДОД и ценные подарки.
Денис и Юлия - не новички в краеведческой работе, ими исследовано и изучено много первичной информации, прошло немало встреч с жителями, проведена разная исследовательская работа, знакомство с музейными документами. Эти ребята в разные годы участвовали в областных научно-исследовательских конференциях учащихся по разным направлениям и становились победителями. Несколько раз они становились победителями финала Всероссийского конкурса «Моя Малая Родина: природа, культура, этнос». Этот конкурс проходит в Москве, на базе Федерального детского эколого-биологического центра, в соответствии с утвержденным Минобрнауки России перечнем олимпиад и иных конкурсных мероприятий, по итогам которых присуждаются премии для поддержки талантливой молодежи.
Разговаривая с Анатолием Юрьевичем, понимаешь, что заниматься краеведением с детьми нелегко, тем не менее каждый год новые интересные исследовательские работы вновь получают признания. Потому что принцип систематичности и непрерывности направлен на последовательное расширение и углубление краеведческих умений и знаний школьников. Именно этому учит ребят их научный руководитель, педагог Анатолий Юрьевич Тимофеев.
Анатолий Юрьевич признается, что, будучи сам школьником, особого интереса к краеведению не проявлял. Но география и история были одними из приоритетных предметов, когда он учился в Мытской школе. И поэтому, наверное, не случайно после окончания школы молодой человек поступил в Шуйский педагогический университет на естественно-географический факультет и получил специальность «учитель географии». Сразу после окончания вуза вернулся в родную школу и стал преподавать этот предмет, а также отвечать за школьный музей и, соответственно, за краеведческую работу. «Краеведением серьезно я стал заниматься практически сразу, как началась педагогическая деятельность, - рассказывает А.Ю. Тимофеев. - Родился и вырос я в селе Мыт, где мне все дорого. А самое главное, у меня есть желание заниматься краеведением и привлечь к этому ребят, которым тоже интересно данное направление».
Уроки краеведения Анатолий Юрьевич начал с вопросов: «Кто мы? Откуда мы?». «Пытаясь ответить на эти вопросы, - говорит педагог, - мы с учениками сначала определили, где мы живём, чем знаменито это место, что нас окружает. Начали с деревень и сёл нашего района. Сначала ребята молчали в ответ на вопрос, чем знаменит наш край, а потом разговорились. Дети стали приглядываться ко всему, что их окружает, всё замечать, расспрашивать старших. Стали искать интересные темы для краеведческой работы. Ходили с ребятами в недельный поход по деревням Верхнеландеховского района, изучали быт и нравы наших предков. Познакомились с деревнями, какие ещё есть на картах района, узнали о тех, которых уже нет. Вот так по крупицам, из первоисточников и складываются работы».
Кроме этого часть своего времени Анатолий Юрьевич посвящает еще одному любимому делу - резьбе по дереву. По его признанию, «это дело - для души и удовольствия». Ещё мальчишкой он следил за работой своего деда В.Б. Чухлова, а потом и помогал ему во всем. Многие жители села Мыт, да и далеко за пределами района, заказывали ему наличники, которые до сих пор украшают дома людей. Теперь и сам Анатолий Юрьевич стал неплохим мастером, сегодня ведёт кружок резьбы по дереву в Мытском доме ремесел. «Некоторые из моих работ и работ ребят находят применение в повседневной жизни человека. Теперь в России это ремесло вновь распространяется и является важной частью национальной культуры и старой русской традиции», - говорит он. Со временем педагогу захотелось соединить оба своих увлечения вместе. Он заинтересовал своей идеей ребят, они стали изучать различные формы резьбы, собирая всё воедино. В краеведческих походах учителю и его ученикам пришлось обойти не одну деревню района, внимательно рассматривать и исследовать старые дома и их украшения, определять, по какому направлению работали умельцы прошлых лет.
Необходимо отметить важную особенность краеведческой работы - она ставит учителя и учащихся в положение исследователей. Это очень важно, так как ребята учатся не только приобретать готовые знания из краеведческой литературы, учебных пособий и лекций учителя, но и вести самостоятельную поисково-исследовательскую деятельность под руководством учителя.
Написать действительно интересную краеведческую исследовательскую работу по той или иной теме непросто. Исследовательский метод вырабатывает у учащихся умение анализировать исторические факты, стремление к самостоятельному поиску и критическое отношение к собранному материалу. Всё это мы узнали из разговора с А.Ю. Тимофеевым. В краеведческой работе Анатолий Юрьевич обязательно включает для учащихся самостоятельный поиск материалов, творческую, изыскательную деятельность.
Его работа состоит в том, чтобы, наряду с усвоением необходимой суммы знаний, обеспечить умственное развитие учащихся, вооружить их умением самостоятельно добывать знания. Также он использует общеизвестные алгоритмы учебных действий – система работы по строго определенным правилам, которые после последовательного их выполнения приводят к решению поставленной задачи. Это такие алгоритмы как: анализ конкретных исторических фактов, характеристика и анализ памятников архитектуры, анализ статистических данных, работа с источниками, работа с газетой, умение рецензировать свой доклад, составить план, конспект, тезисы, работать с цитатой, подготовить доклад, подготовиться к выступлению на публике в различных конкурсах. А участие в конкурсах дает возможность иначе посмотреть на себя.
Целенаправленно работая под руководством своего наставника, школьники заслужили не один диплом лауреатов и победителей различных конкурсов. Сам Анатолий Юрьевич за активную деятельность по организации творческо-исследовательской работы учащихся, за воспитание в них патриотизма, любви к Родине, гражданственности, за подготовку лауреатов и победителей также отмечен благодарностями Департамента образования Ивановской области, районного отдела образования и Верхнеландеховского центра внешкольной работы с детьми и молодежью.
В заключение нашего разговора А.Ю. Тимофеев выразил слова благодарности всем тем, кто поддерживает и помогает ему с ребятами стать участниками, а затем и победителями различных конкурсов. Это, прежде всего, специалисты Верхнеландеховского центра внешкольной работы. Большую помощь в изучении материалов всегда оказывает директор Мытского краеведческого музея Е.С. Локтева, необходимую поддержку осуществляют работники Мытского дома ремесёл О.Н. Благова и М.О. Худякова.
Чтобы стать участниками Всероссийских конкурсов в Москве, нужны были определенные финансовые средства. Анатолий Юрьевич отметил, что и администрация района, и отдел образования ни разу не отказали в материальной поддержке, за что им большое спасибо. И, конечно, педагог благодарен своей семье, которая всегда и во всем поддерживает его. Надеется Анатолий Юрьевич, что и в этом году один из победителей областных краеведческих чтений сможет выступить со своей работой в финале Всероссийского конкурса в городе Москва.
А мы, в свою очередь, поздравляем ребят и их руководителя с новой победой, пожелаем им удачи, и пусть интерес к краеведению у ребят только возрастает. Ещё, на мой взгляд, ребятам очень важно почувствовать себя частью большого сообщества краеведов. Увидеть, что их труд значим и востребован людьми. А знание истории родного края конкретизирует многие события отечественной истории, помогает понять многие процессы, происходящие в современном мире.
Хочется верить, что насыщенная деятельность - умение собирать, анализировать материал, делать самостоятельные объективные выводы, публично излагать и защищать их перед аудиторией, полученные знания и умения в ходе выполнения общешкольных проектов и исследовательских работ будут для учеников стартовой площадкой в стремлении стать успешными, востребованными в обществе, и тогда никогда не оборвется веков связующая нить.
Татьяна КОЛОБОВА.
Просмотров: 1255