«Хочется привлечь ребят к исследованию родного края»

Опубликовано: 20.02.2014

Что такое краеведение? Это, по большому счету, историческая память. Надо ли заниматься краеведением?  И надо ли это вообще кому-нибудь сегодня?

Об  этом мы вели разговор   с  учителем Верхнеландеховской  СОШ, вдохновенным исследователем родного края А.Ю. Тимофеевым.  Молодой, но, несомненно,  талантливый  педагог смог зажечь в детских душах интерес к родной истории, желание исследовать родной край. Анатолий Юрьевич Тимофеев  с первого дня  педагогической деятельности занимается с учащимися   краеведческой работой. В этом  он  подразумевает не только обучение и распространение знаний о прошлом и настоящем своего края, его особенностях и достопримечательностях, но и развитие потребности в действенной заботе о его будущем, о сохранении его культурного и природного наследия.

На страницах  районной газеты «Сельские зори» мы не раз писали об учениках   Мытской и Верхнеландеховской школ, добившихся определенных успехов в исследовательской краеведческой работе,  научным руководителем работ которых  является А.Ю. Тимофеев. Вот уже восьмой год изо дня в день он передает ребятам свою  любовь к краеведению.  А роль учителя в этом деле большая. Исходя из программы, состава учащихся  и местных возможностей, он определяет объекты для исследования, виды и методы работы, организует на изучение края учащихся и руководит их работой. Поэтому успешные результаты школьного краеведения  во многом зависят от того, в какой степени учитель сам краевед, и как он сумеет заинтересовать своих учеников. 

У Анатолия Юрьевича это получается, и тому есть подтверждение. В копилке успехов и побед  у ребят  и их руководителя  немало. Последнее успешное выступление -  в  январе 2014 года на  областных краеведческих чтениях учащихся Ивановской области, который проводился в два тура. На 1-ый (заочный) тур победителями городских и районных краеведческих конференций и чтений учащихся от всех муниципальных образований области было представлено 103 краеведческие работы. До участия во втором (очном) туре чтений были допущены авторы 68 работ, получивших положительную экспертную оценку в первом туре конкурса и отвечающих  требованиям, предъявляемым к оформлению краеведческих работ.  По итогам заочного тура были сформированы различные секции, соответствующие тематике работ.                                                                                        

В состав жюри областных краеведческих чтений входили преподаватели высших учебных заведений, АУ «Институт развития образования Ивановской области», сотрудники музеев, представители областного краеведческого общества. Всего в работе Чтений приняли участие 197 человек, включая членов жюри и оргкомитета и руководителей делегаций. С докладами выступили 94 учащихся.                                                                                                                   

В секции «География Ивановского края» выступил  Денис Смирнов, учащийся 10 класса Мытской средней общеобразовательной школы, занимающийся в МКОУ Верхнеландеховский центр внешкольной работы (объединение «Краевед»). Его исследовательская работа называлась  «Особенности рыбного промысла на участке реки Лух Верхнеландеховского района».

В секции «Культурное наследие Ивановского края» выступила Юлия Гаранина, учащаяся 10 класса Верхнеландеховской средней общеобразовательной школы  с работой «Особенности ткацкого промысла на территории Мытского поселения Верхнеландеховского района». Оба участника стали лауреатами XXIV областных краеведческих чтений  учащихся Ивановской области,  каждый в своей секции занял 2 место. В заключение ребятам были вручены дипломы Департамента образования Ивановской области,    ОГБОУ ЦРДОД и ценные подарки.           

Денис и Юлия - не новички  в краеведческой работе,  ими исследовано и изучено много первичной информации, прошло немало  встреч с жителями,  проведена разная исследовательская работа, знакомство с музейными документами.  Эти ребята   в разные годы  участвовали в областных  научно-исследовательских конференциях учащихся по разным направлениям  и  становились победителями.   Несколько раз они становились победителями финала Всероссийского конкурса «Моя Малая Родина: природа, культура, этнос». Этот конкурс  проходит  в Москве, на базе Федерального детского эколого-биологического центра,  в соответствии с утвержденным Минобрнауки России перечнем олимпиад и иных конкурсных мероприятий, по итогам которых присуждаются премии для поддержки талантливой молодежи.

Разговаривая  с Анатолием Юрьевичем, понимаешь,  что заниматься краеведением  с детьми нелегко, тем не менее  каждый год новые интересные исследовательские работы вновь получают признания. Потому что принцип  систематичности и непрерывности направлен на последовательное расширение и углубление краеведческих умений и знаний школьников. Именно этому  учит ребят их научный руководитель, педагог  Анатолий Юрьевич Тимофеев.

Анатолий Юрьевич признается,  что, будучи сам школьником, особого интереса к  краеведению не проявлял. Но география и история были одними из приоритетных предметов, когда он учился в Мытской школе.  И поэтому, наверное,  не случайно после окончания школы молодой человек поступил в Шуйский педагогический университет на естественно-географический факультет и получил специальность «учитель географии». Сразу после окончания вуза  вернулся в родную школу и стал преподавать этот предмет, а также отвечать за школьный музей и, соответственно, за краеведческую работу. «Краеведением серьезно я стал заниматься практически сразу, как началась педагогическая деятельность, - рассказывает А.Ю. Тимофеев. -  Родился и вырос я  в селе Мыт, где мне все дорого. А самое главное, у меня  есть желание заниматься краеведением и привлечь к этому ребят, которым тоже интересно данное  направление».

Уроки краеведения  Анатолий Юрьевич начал с вопросов: «Кто мы? Откуда мы?». «Пытаясь ответить на эти вопросы, - говорит педагог, - мы с учениками сначала определили, где мы живём, чем знаменито это место, что нас  окружает. Начали с деревень и сёл нашего района. Сначала ребята  молчали в ответ на вопрос, чем знаменит наш край, а потом разговорились. Дети стали приглядываться ко всему, что их окружает,  всё замечать, расспрашивать старших. Стали искать интересные темы для краеведческой работы. Ходили с ребятами в недельный поход по деревням Верхнеландеховского района, изучали быт и нравы наших предков. Познакомились с  деревнями, какие ещё есть на картах района, узнали о тех, которых  уже нет. Вот так по крупицам, из первоисточников и складываются работы».                                                                          

Кроме  этого часть своего времени Анатолий Юрьевич посвящает еще одному любимому делу - резьбе по дереву. По его признанию, «это дело - для души и удовольствия». Ещё мальчишкой он следил за работой своего деда В.Б. Чухлова, а потом и помогал ему во всем. Многие жители села Мыт, да и далеко за пределами района, заказывали ему наличники, которые до сих пор  украшают дома людей. Теперь и сам  Анатолий Юрьевич стал неплохим мастером, сегодня ведёт кружок резьбы по дереву в Мытском доме ремесел. «Некоторые из моих работ и работ ребят находят применение в повседневной жизни человека.  Теперь в России это ремесло вновь  распространяется и является важной частью национальной культуры и старой  русской традиции», - говорит он. Со временем  педагогу  захотелось соединить оба своих увлечения вместе. Он заинтересовал своей идеей  ребят, они стали изучать различные формы резьбы, собирая всё воедино. В краеведческих походах учителю и его ученикам  пришлось обойти не одну деревню района,  внимательно рассматривать и исследовать  старые  дома и их украшения, определять,  по какому направлению работали умельцы прошлых  лет.

Необходимо  отметить  важную особенность краеведческой работы - она ставит учителя и учащихся в положение исследователей.  Это очень важно, так как ребята учатся не только приобретать готовые знания из краеведческой литературы, учебных пособий и лекций учителя, но и вести самостоятельную поисково-исследовательскую деятельность под  руководством  учителя.

Написать действительно интересную краеведческую исследовательскую работу по той или иной теме непросто. Исследовательский метод вырабатывает у учащихся умение анализировать исторические факты, стремление к самостоятельному поиску и критическое отношение к собранному материалу. Всё это мы узнали из разговора с А.Ю. Тимофеевым. В  краеведческой  работе  Анатолий Юрьевич  обязательно включает для учащихся  самостоятельный поиск материалов, творческую, изыскательную деятельность.

Его работа состоит в том, чтобы, наряду с усвоением необходимой суммы знаний, обеспечить умственное развитие учащихся, вооружить их умением самостоятельно добывать знания. Также  он использует общеизвестные алгоритмы учебных действий – система работы по строго определенным правилам, которые после последовательного их выполнения приводят к решению поставленной задачи. Это такие алгоритмы как: анализ конкретных исторических фактов, характеристика и анализ памятников архитектуры, анализ статистических данных, работа с источниками, работа с газетой, умение рецензировать свой доклад, составить план, конспект, тезисы, работать с цитатой, подготовить доклад, подготовиться к  выступлению на публике  в различных конкурсах.  А участие в конкурсах дает возможность  иначе посмотреть на себя.

Целенаправленно  работая под руководством своего наставника, школьники  заслужили не один диплом  лауреатов и победителей различных конкурсов. Сам Анатолий Юрьевич за активную деятельность по организации творческо-исследовательской работы учащихся, за воспитание в них патриотизма, любви к Родине, гражданственности, за подготовку   лауреатов и победителей также отмечен благодарностями Департамента образования Ивановской области,  районного отдела образования и Верхнеландеховского центра внешкольной работы с детьми и молодежью.                                                                                                       

В заключение нашего разговора  А.Ю.  Тимофеев  выразил слова благодарности всем тем, кто поддерживает и помогает ему с ребятами стать участниками, а затем и победителями различных конкурсов. Это, прежде всего, специалисты Верхнеландеховского центра внешкольной работы. Большую помощь в изучении материалов всегда оказывает директор Мытского краеведческого музея Е.С. Локтева, необходимую поддержку осуществляют работники Мытского дома ремесёл     О.Н. Благова и  М.О. Худякова.

Чтобы стать участниками Всероссийских конкурсов  в Москве,  нужны были  определенные финансовые средства. Анатолий Юрьевич отметил, что и администрация района, и отдел образования ни разу не отказали в материальной поддержке, за что им большое спасибо. И, конечно,  педагог  благодарен своей семье, которая всегда и во всем поддерживает его. Надеется Анатолий Юрьевич, что и в этом году  один из победителей областных краеведческих чтений сможет  выступить со своей работой в финале Всероссийского конкурса в городе Москва.

А мы, в свою очередь,  поздравляем ребят и их руководителя с новой победой,  пожелаем им удачи, и пусть  интерес к краеведению у ребят только возрастает. Ещё, на мой взгляд, ребятам очень важно почувствовать себя частью большого сообщества краеведов. Увидеть, что их труд значим и востребован людьми. А знание истории родного края конкретизирует многие события отечественной истории, помогает понять многие процессы, происходящие в современном мире.

Хочется верить, что насыщенная деятельность - умение собирать,  анализировать материал, делать самостоятельные объективные выводы,  публично излагать и защищать их перед аудиторией, полученные знания и умения в ходе выполнения общешкольных проектов и исследовательских работ будут для учеников стартовой площадкой в стремлении стать успешными, востребованными в обществе,  и тогда  никогда не оборвется  веков связующая нить.                                                                                                                                          

Татьяна  КОЛОБОВА.

Просмотров: 1255