На войну ушел почти с самого ее начала и сражался до последних боев

Опубликовано: 07.05.2022

2022 05 06 18 1477 лет назад закончилась  Великая  Отечественная война.  Мир победил фашизм. Победа досталась  немыслимой ценой человеческих жизней, страданий, трагедий.   С каждым годом свидетелей тех страшных грозовых  событий, героев, участников, ветеранов и тех, кто  трудился в тылу, становится все меньше и меньше. Они уходят…

Но нет в России такой семьи, где не чтят и  не помнят подвиги родных, близких, земляков. У каждого человека Великий майский праздник  пробуждает свои мысли, воспоминания и ощущения. И никогда не померкнет  в  сердцах  тот  славный  май 1945 года. Эта гордость и слава победителям передается из поколения в поколение, жива  и будет жить, пока бьется сердце русского гражданина-патриота своей страны. Герои войны, простые солдаты - живые и павшие, являются примером того, как надо любить Родину, отчий дом и свою семью. Нам не забыть их - солдат войны,  павших в доблестном бою, заключенных, страдающих в концлагерях,  воинов,  вернувшихся с войны и  безымянных, пропавших без вести…

Память  людская живет в воспоминаниях, письмах, кинохрониках, исторических  свидетельствах, являясь  народной гордостью, славой  государства российского.   

2022 05 06 18 13В преддверии любимого народного праздника нам удалось пообщаться с жительницей Верхнего Ландеха   Людмилой Николаевной Царевой, в девичестве Беловой, которая поделилась с нами воспоминаниями о своем отце –  простом, скромном человеке, уроженце деревни Доново Вершинихинского сельского совета  Николае Ивановиче Белове -   участнике войны, прошедшем  ее от начала до конца.   

Память о герое-фронтовике в семье хранится бережно, трепетно, с особой неподдельной гордостью. Наша собеседница вспоминает: «Для меня папа был всех родней, у нас с ним была какая-то особая, необъяснимая связь.  Одним словом, родные люди не только по крови, но и по духу, по делам и мировосприятию.  Я иногда говорила маме, чтобы она на меня не обижалась за такое трепетное отношение к отцу. Так случилось в жизни, что он был единственным сыном в семье, где воспитывалось семеро детей. А я у него - единственной дочерью среди пятерых.  Может быть,  поэтому он всегда меня  больше братьев опекал, поддерживал, помогал, понимал и был лучшим другом, советчиком.  Был надежной опорой и поддержкой до конца своих дней. Вот этот дом для нашей семьи он практически возвел в одиночку. Не проходит и дня, чтобы его не вспомнили, не благодарили за то, что мы есть, что мы живем под мирным небом и не знаем того ужаса, который ему довелось пережить…

Наш отец Николай Иванович Белов, 1916 года рождения, прошел всю войну от начала до конца. Неоднократно был ранен, лечился в госпиталях и каждый раз возвращался в строй. Служил он башенным стрелком танкового экипажа «тридцатьчетверки» в 68-й танковой бригаде.   До начала войны папа был уже женат на  нашей маме -   Анне Васильевне, в девичестве Антоновой,  она  наравне с папой ковала Победу в  тылу. Перед самой войной у них родился первенец, его нарекли  Славой.  Это так символично и созвучно с былыми временами.  Какими мольбами  в  ожидании  родного солдата семья  сберегла и  спасла его от гибели, неизвестно.

С войны танкист вернулся чуть живой, но это было огромное счастье, которого описать никто не в силах.   В мирное время папа служил милиционером в местном отделе милиции. Несмотря на то, что он прошёл горнило жестоких боев, побывал в разных  смертельных переделках, на службе и в жизни  был всегда уравновешен, добросердечен и  справедлив.  Из детства помню - даже всех местных «выпивох» подбирал, провожал до дома, а то и домой приводил. Семьям тогда  строго  наказывал, чтобы зря не ругали, а всю профилактику супругу проводи с утра на трезвую голову.  Мы его очень любили, уважали его и в народе.  Они с мамой воспитали нас достойно, оставили доброе наследство детей и внуков. Из четверых  его сыновей, моих братьев, ныне здравствует только один, самый младший Иван, который со своей семьей проживает в селе Илья-Высоково соседнего Пучежского  района. С ним мы очень дружны. Нашего папы не стало в 2006 году, в возрасте 80 лет. По жизни он прошел достойный уважения путь бойца и гражданина своей доблестной страны. Любил приговаривать, что «все можно выдержать и перенести, лишь бы не война… ».

По словам Людмилы  Николаевны, раньше ветерана войны часто приглашали на  разные встречи в школу, в  местное СПТУ. Он почему- то всегда стеснялся, а дома вообще мало рассказывал о войне. По убедительной  просьбе внучат  мужчина все-таки оставил некоторые личные записи, которые бережно хранятся в архиве семьи. Их нам и предоставила его любимая дочь Л.Н.  Царева. Воспоминания на простых тетрадных листах, написанные собственноручно Николаем Ивановичем Беловым, датированные 30 января 1980 года с автографом автора «Извините за мою неграмотность, к сему Белов». Сегодня мы их представляем вашему вниманию.

«На  войну я ушел почти с самого  ее начала.  И сражался до последних боев. Много пришлось пережить  за эти тяжелые, иногда невыносимо  трудные годы. Вот несколько эпизодов из моей военной биографии.

В декабре 1941 года я попал в первое боевое крещение.  После ускоренной «учебки»  меня определили минометчиком. Наш мин.дивизион 25-ой стрелковой дивизии дислоцировался возле местечка Москва реки – канал Волги. Там мы отбивали немцев, которые яростно лезли к столице нашей Родины – Москве.  Когда наша дивизия перешла в контрнаступление, фашисты не выдержали нашего шквального огня.  За пять суток боев наш мин.дивизион уничтожил более 300 человек противника и подавил множество огневых точек.  Мы продвинулись более чем на 12 км в тыл вражеских расположений. Немецкие захватчики бежали в панике. Я как сейчас помню, взятые в плен немцы дрожали от холода. Награбленное у нашего народа имущество: шарфы, пуховые платки,  другие теплые вещи - навернуты на головы и ноги. Оккупанты были похожи на чучела, а не на  отважных бойцов бравого Рейха.

В январе 1942 года  я  был ранен, находился на лечении в полевом госпитале г. Егорьевск.  После лечения в 1943 году попал  в 68-ю танковую бригаду. На танке  Т-34 в составе экипажа был башенным стрелком.  Участвовал  в боях на Белорусском фронте, где били фашистскую нечисть,  беспощадно уничтожали огнем и давили гусеницами боевой машины. С боевыми товарищами мы освобождали  город Минск и много населенных пунктов, сел и деревень. Правда, от большинства из них остались только одни названия. Фашисты при отступлении сжигали и уничтожали  все дотла,  даже ни в чем не повинных людей: стариков, детей, женщин. Не дай бог увидеть такое, но нам пришлось это  пережить, ценою веры в Победу. Я своими глазами видел эти ужасы, которые сотворили нелюди: рвы и овраги были завалены  трупами расстрелянных мирных граждан.

Наша часть постоянно перебрасывалась с одного фронта на другой. В 1943-44 г.г. на своем      Т-34 мы освобождали Украину. Особенно запомнилось форсирование реки Днепр. Об этом писалось и рассказывалось много. Мне пришлось видеть это собственными глазами, в том числе и гибель своих товарищей.  На дне реки и по обоим брегам погибло много наших солдат.  Но ничто не могло остановить нас.  И на том берегу великой украинской реки мы продолжали с ходу давить и бить фрица, расстреливать их из пушек и пулеметов, выбивать с занятых позиций.  Нам поступило задание отрезать шоссейную дорогу  недалеко от города Киев, где немцы отступали.   В это время под нашу машину попала противотанковая граната - порвалась правая гусеница. Нужен был немедленный ремонт. Мы с механиком вызвались на починку, вылезли из танка.  Вдруг оглянулся и вижу - совсем рядом шипит еще одна  граната. Времени на раздумья нет, кричу  водителю: «Ложись, Миша!».   И тут же граната взорвалась.  К счастью, отделались мы легко: на мне порвало гимнастерку, царапнул плечо. Наш командир прикрыл нас из танка, пока мы чинили гусеницу. Встав в строй,  стали  снова преследовать противника. 

При форсировании реки Одер уже на территории вражеской Германии в 1945 году    мы  подорвались на  противотанковой мине.  Тогда мы вступили в  упорные бои с отчаянно сопротивляющимися немцами, которых поддерживали танки «Тигр» и самоходки «Пантера».  Помню, что очнулся в каком-то подвале. Как открыл глаза, увидел нашего солдата. Спрашиваю – что случилось? Оказывается, что этот отважный солдат вытащил всех  нас  четверых из горящей машины. Трое моих товарищей тогда погибли. Последним из экипажа ушел командир машины, он умер практически у меня на руках. Я отделался контузией, немного побелел,  подлечился и снова в строй.  Только уже с другим экипажем и на другом танке.

Война  по всему шла к завершению, но бои еще продолжались ожесточенные.  Тогда в апреле наша часть брала важный стратегический пункт, нас поддерживала пехота, артиллерия и «Катюша».  Шли жаркие, упорные бои, но сопротивление противника никак не удавалось сломить. 

Вызывает меня командир части и говорит: Я знаю, Белов, что ты  окончил танковую школу.  Отвечаю – да, действительно, я учился в полковой танковой школе в 1938 году в Полоцке, а в 39-м проходил эти места  и знаю их хорошо. Вот поступил приказ командира: «возьми с собой хорошего снайпера и проверь речку на предмет успешного форсирования»… 

2022 05 06 18 12Вместе с сапером Виктором мы подошли к этой самой реке. Легко сказать – подошли, а сделать это было намного труднее. Дело в том, что прямо на той ее стороне  была деревушка и церковь, где засела «кукушка» - немецкий снайпер. Он прекрасно просматривал наш берег и никак не давал пройти к воде. Тогда мой товарищ проявил смекалку: сломал палку, надел на нее свою гимнастерку и пилотку. Поставил все это в кустах. Мы же в другом месте поползли по-пластунски к воде. И пока фашист обстреливал наше чучело, исследовали место перехода.  Потом вернулись и доложили, что танки могут пройти в таком-то месте. Командир взял меня в свой танк, чтобы я смог показать тот самый брод. Немцы вскоре нас заметили и открыли бешеный огонь из артиллерии, но все наши машины переправились благополучно. Они обошли оборонительные укрепления  врага стороной и в ночь ударили с тыла. Нападение было неожиданным,  фашисты были разбиты.  Неприступный рубеж был взят.  

Войну я заканчивал в самой Германии, южнее Берлина. Когда была объявлена капитуляция Гитлера и провозглашена долгожданная Победа, невозможно описать словами, что творилось в душах освободителей.  Радости и счастью не было предела.  И только одна мысль о скором возвращении домой  крепко засела в голове.  

Сейчас, в мирное время и не верится, что  я прошел всю войну, начиная с 1941 по 1945 год. Почти все время был в действующих частях  армии. Нам с моими боевыми товарищами пришлось освобождать родную землю, Польшу, Чехословакию, Венгрию, даже в Австрии были.  В братских странах нас встречали, как освободителей, с большой радостью и сердечной теплотой».

Вот таким  удивительным, реальным, очень трогательным воспоминанием  Л.Н. Царевой о герое войны, нашем земляке, скромном и уважаемом человеке Николае Ивановиче Белове нам удалось поделиться с вами накануне 77-ой годовщины Великой Победы. В своем повествовании  мы  не упомянули о наградах ветерана. Их, конечно, много. Но с течением времени они разошлись на память по родственникам: детям, внукам. У Людмилы Николаевны ничего не осталось, только лишь эти записи и фото, но уже мирного времени. В поисковике «Подвиг народа» нам удалось раздобыть наградной лист бойца    Н.И. Белова, уроженца деревни Доново, 1916 г.р.

2022 05 06 18 11 image002По словам дочери, отец особенно гордился тремя наградами: медалью «За Отвагу», Орденами  Красной Звезды     и  Отечественной войны I степени.

Эти бережно хранимые документы семьи и сотни, тысячи таких же -  есть  наша истинная история и гордость.  Особенно сегодня, когда грозовые тучи опять сгустились над нашим государством,  богатой традициями и народами Россией, которую никому еще не удалось сломить и поставить на колени.

                        Материал

                  подготовила 

        Ирина ЗАЙЦЕВА.

Просмотров: 284