Путешествие по Золотому кольцу России не перестает удивлять…
Для верхнеландеховцев, любящих путешествия и интересующихся культурой, историей своей страны, непродолжительные туристические поездки стали уже доброй традицией. Наши земляки побывали во многих знаменитых местах окрестных областей. Эти поездки всегда очень интересны и познавательны, они приносят туристам не только пользу, новые впечатления, но и благодать от посещения православных святынь нашей матушки-Руси.
Сегодня мне хочется рассказать еще об одном из таких путешествий - в старейший центр стекольной промышленности город Гусь-Хрустальный и древний русский город Владимир.
Рано утром 8 февраля группа туристов отправилась в это небольшое путешествие. Дорога, несмотря на то, что пришлось вставать довольно рано, не показалась слишком утомительной. В начале пути следования все потихонечку дремали, но с появлением в автобусе нашего экскурсовода туристической фирмы «Славянка» скучать стало некогда - мы только и успевали крутить головами в ту или иную сторону, обращая внимание на достопримечательности, появляющиеся на пути. От нашего гида мы также узнали маршрут, места посещения и много другой полезной информации о нашем путешествии.
Экскурсовод поведала нам историю появления на свет города Гусь-Хрустальный. История эта, наверное, будет интересна и вам. Когда в середине XVIII века с бурным ростом промышленности началось варварское уничтожение лесов в центральной части России, в том числе и в окрестностях Москвы, правительством был принят указ о переносе всех промышленных заводов на более дальние расстояния от центра, не менее двухсот верст. Тогда братья Мальцовы стали искать новое место для предпринимательства. Остановили они свой выбор на богатой Мещере Владимирского уезда, распростёртой среди лесов диковинных, озер незамутненных, потому как для производства стекла и хрусталя требовался особо чистый речной песок да дрова для топления печей плавления. Много дней старший из братьев - Аким бродил по лесам нехоженым в сопровождении местных проводников. Вдруг сквозь ветви деревьев мелькнула полоска воды серебряной, как зеркало, и с шумом взмыла в небо стая белых гусей. «То речка Гусь», - подсказали зачарованному Акиму проводники. Здесь и было решено ставить завод, а в бумагах писать Гусь-Хрустальный: тут и место обозначено, и какой товар работать будут.
Случилось это в далеком 1756 году. Завод же дал впоследствии жизнь целому городу. А к началу XIX столетия Гусевский хрустальный завод стал первым в России по количеству выпускаемой продукции. Ныне это признанный центр отечественного стеклоделия и символ русского художественного стекла. Еще в далеком прошлом хозяин Гусевской хрустальной фабрики Нечаев-Мальцов, который сменил старшего брата Акима Мальцова- первого владельца фабрики, не пожалел колоссальных средств для строительства завода, жилых каменных домов для рабочих и украшения фабричной и сельской церквей в глуши Владимирской губернии. Как он сам об этом говорил, отвечая на часто задаваемый вопрос: зачем и почему? – «А отчего стоит город Орвието в Италии? Для его собора ездят иностранцы издалека. Будет время, когда художники и ценители русского искусства станут ездить и на наш Гусь...» Спустя века его предсказания сбылись, разве что теперь туристы съезжаются посмотреть не столько на храм, сколько на Музей хрусталя имени Мальцовых, расположенный в храме.
Гусь - Хрустальный и его достопримечательности
Прибыв на место первой остановки – город Гусь-Хрустальный – одной из основных целей нашей поездки, вначале мы побывали на знаменитом стекольном рынке, который раньше носил название рынок хрусталя. Сегодня, увы, после закрытия завода четыре года назад, он носит это простое, расхожее значение. Говорят (и местные жители нам это подтвердили), совсем недавно пущена одна из веток производства завода. Но выпускаемая ныне современная гусевская продукция, которая появилась в небольшом магазинчике при заводе, нам, к сожалению, оказалась не по карману. Однако мы остались довольны и тем, что увидели на стекольном рынке, где смогли приобрести на память хрусталь и изделия из стекла от лучших производителей России, Белоруссии и Китая. А некоторым, особо дотошным из нас, повезло, и они сумели отыскать знаменитые гусевские изделия, правда, из старых запасов.
Вдоволь нагулявшись по рынку, к назначенному времени мы отправились на экскурсию в Музей хрусталя. Он является самой яркой достопримечательностью города Гусь-Хрустальный и находится в величественном памятнике архитектуры конца XIX - начала XX веков - Георгиевском соборе. Здесь мы смогли полюбоваться знаменитой коллекцией завода, демонстрирующей его изделия с момента образования до современности. И узнать историю основания предприятия, давшего жизнь городу.
Немного о самом памятнике христианского искусства...
Собор, в котором находится музей, построен в 1892-1895 годах по проекту Леонтия Николаевича Бенуа в псевдорусском стиле. Как сам архитектор писал: «В этот храм я вложил все, что мог, и, может быть, он останется лучшим из моих произведений».
В своем творении Бенуа соединил лучшие традиции западноевропейской и русской культуры. Колокольня всего здания венчалась легким и нарядным шатром, вознесенным на высоту 45 метров. Среднему шатру отвечали меньшие боковые. Трехшатровая композиция перекликалась с тремя главами на алтарной восточной стороне. К сожалению, ни колокольня, ни шатры не сохранились до наших дней, на них можно посмотреть лишь на старых фото. Убедились мы и в том, что внутренняя отделка выглядит не менее впечатляюще, чем внешняя. Для отделки храма был приглашен уже известный к тому времени художник В.М. Васнецов. В Георгиевском соборе сохранились лишь две из пяти работ художника: огромное полотно «Страшный суд» размером 49 кв. метров и мозаика «О тебе радуется, Благодатная…». «Страшный суд» - это одно из немногих истинно художественных творений, которые стоит увидеть раз, чтобы запомнить его навсегда. Мозаика по эскизам знаменитого художника выполнена из маленьких кусочков разноцветного стекла и украшает алтарную часть собора. Панорама потрясающе красива, в красках солнечного дня она оживает, выглядит не так, какой мы её увидели. День- то поездки выдался мрачным, хмурым. А чтобы заполнить пустое алтарное пространство, художниками-мастерами завода была изготовлена пятиметровая композиция, носящая название «Гимн Стеклу». Она установлена в центре, венчают её множество различных хрустальных изделий: от колокольчиков и цветов до диковинных птиц, витиеватых стеклянных завитков.
Как действующая церковь, храм Святого Георгия просуществовал недолго. Почти сразу после революции 1917-го года он был закрыт. Лишь в 1970 году храм был взят под охрану государства. После окончания долгих реставрационных работ в 1983 году в нем открыли Музей хрусталя.
Размер музейной экспозиции сразу поражает своим простором и богатством. В основу экспозиции были положены изделия из образцовой комнаты, которая находилась на хрустальном заводе. С первых дней существования завода в этой комнате собирались все образцы продукции из стекла и хрусталя, которая выпускалась на заводе. Поэтому в музее можно увидеть и массовую продукцию хрустального завода, и уникальные авторские работы художников.
Если в первые годы своего существования завод выпускал продукцию из простого поташного стекла, украшая её в технике гравировки, то уже в начале XIX века и далее стекольная промышленность развивалась, преобладали все новые техники обработки, цветовые решения. Комбинируя различное сочетание граней, мастера-алмазчики создавали на изделиях необыкновенные рисунки, отражающие разные орнаменты - природные или космические. Здесь около 13,5 тысяч произведений декоративно-прикладного искусства. Это уникальная и удивительная по полноте, целостности и многообразию музейная коллекция. На её примере можно проследить весь путь развития отечественной стекольной промышленности от самых истоков, начиная со второй половины XVIII века, до наших дней. Вся эта история отражена на стендовых витринах.
Необходимо отметить, что чистый хрусталь необыкновенно певуч. Стоит только подуть на тонкий хрустальный бокал, как он зазвенит мелодичным «малиновым» звоном. Коллекция музея не перестает пополняться уникальными авторскими работами художников хрустального завода. В их творениях отражаются не только красота Мещерского края, но и необыкновенные творческие фантазии мастеров.
После посещения музея мы побывали еще и в выставочном зале из фондов музейных ценностей, который работает на данный момент. Впечатления от увиденной красоты просто потрясающие. Конечно, за полуторачасовую экскурсию рассмотреть все досконально невозможно, здесь вполне подойдет простонародное выражение «глаза разбегаются». Оценили мы и добротные каменные дома из красного кирпича, которые строились хозяином фабрики для рабочих. Они расположились кварталами близ завода, их отличительной чертой являются каменные наличники с разными рисунками.
Владимир
Находясь под впечатлением от увиденного в Гусь-Хрустальном, мы отправились в город Владимир - старейший центр Руси-матушки, который славится своей многовековой историей и белокаменными памятникими XII века. Город был основан в 990 году князем Владимиром Святославовичем, больше известным как Владимир Красное Солнышко (хотя сегодняшние историки оспаривают этот исторический факт). Князь Владимир Мономах укрепил город, сделал его опорным пунктом для защиты Ростово-Суздальского княжества с юга и востока. Расцвет города пришелся на период правления сына Юрия Долгорукого - князя Андрея Боголюбского, который перенес во Владимир столицу Ростово-Суздальского княжества. Город стал столицей обширных русских земель. В нем шло бурное строительство, возводились величественные дворцы и храмы. В XII-XIII веках в Суздале и Владимире сформировалась известная Владимиро-Суздальская школа иконописи. Во Владимире велась общерусская летопись.
Сегодня Владимир - быстро растущий город, в котором забота об уникальной старинной архитектуре соединяется с возведением современных зданий и сооружений. Обо всем этом мы узнали от нашего молодого экскурсовода Елены, шествуя по Соборной площади города.
Дмитриевский и Успенский соборы, Золотые Ворота
В начале мы полюбовались на величественность столичной княжеской архитектуры - Дмитриевский собор. Каменная резьба этого храма известна на весь мир. Мотивы резьбы по камню здесь разнообразны, но ведущими являются изображения растений, птиц, зверей. Вся наружная резьба подчинена единому идейному замыслу, заключающемуся в прославлении красоты и совершенства мира, созданного Всевышним по законам гармонии.
Далее мы проследовали к находящему неподалеку, здесь же на Соборной площади, Успенскому собору - истинному творению архитектуры. Собор - памятник древнерусской архитектуры, представляет собой комплекс разновременных построек. 21 сентября 1164 года в собор была перенесена величайшая святыня Руси - Чудотворная икона Божией Матери, для коей он, собственно, и строился. С тех пор образ стал называться Владимирской иконой Божией Матери. После пожара 1185 года при князе Всеволоде III собор был реконструирован. Так старый храм оказался внутри обстроек, сооруженных с юга, севера и запада. Собор сложен из белого камня в технике полубутовой кладки. Внутри его стены, своды и пилоны покрывает фресковая роспись. Успенский собор сохранил фрагменты фресок неизвестных мастеров середины XII века и творение гениального мастера древнерусской живописи Андрея Рублева. В некрополе собора покоятся святые мощи владимирских князей. Ныне собор является главным действующим храмом Владимиро-Суздальской епархии, а во второй половине дня открыт для посещения туристов и паломников. Здесь мы смогли не только посмотреть красоту внешнего и внутреннего убранства, но и исполнить свои требы.
Заключительным объектом нашего путешествия стал редчайший памятник древнерусской фортификации - знаменитые Золотые Ворота. Здание построено из белого камня в 1158-1164 годах владимирским князем Андреем Боголюбским как главная боевая и проездная башня вновь созданной им крепости. Из пяти внешних ворот крепости уцелели одни - Золотые. Поднявшись по крутым ступеням в верх сооружения, где сегодня находится музей, мы посмотрели открытую панораму «Золотые Ворота», рассказывающую о том, как в далеком 1238 году они выдержали натиск монголо-татарской орды: татары проникли в город не через ворота, а в пролом деревянной стены на валу. А открытый обход вокруг церкви сегодня превратился в закрытую галерею, где сейчас разместился музей Воинской доблести, с которым мы тоже познакомились.
На этом наше путешествие подошло к концу. Изрядно уставшие, но довольные мы отправились в обратный путь.
От имени всех путешественников хочется выразить слова благодарности организатору, идейному вдохновителю всех наших экскурсионных поездок - заведующей отделом реализации социальных программ администрации Верхнеландеховского муниципального района М.В. Крыловой.
Ирина ЗАЙЦЕВА.
Просмотров: 1241