Строчевышитые узоры верхнеландеховских мастериц

Опубликовано: 28.01.2016

Еще в XIX веке Верхний Ландех стал известен в России как один из основных центров строчевышивального дела. Примерно с 1880-х начал раздавать в Верхнем Ландехе и окрестных  деревнях заказы на изготовление строчевышитых изделий торговец-предприниматель Николай Люблинский.

Однако вскоре заказами на изготовление строчевышитых скатертей, салфеток, постельного белья и предметов одежды стал заниматься уроженец Верхнего Ландеха  Николай Николаевич Елисеев. Через некоторое время Люблинские уехали в Нижний Новгород, а Н.Н. Елисеев развернулся, начал продавать готовые изделия на нижегородских ярмарках, в магазинах Москвы и Петербурга, в Сибири, на Дону.

Изделия местных мастериц получили широкую известность и заслуженную славу не только в России, но и за границей. За представленные строчевышитые изделия Н.Н. Елисеев был награжден бронзовыми медалями в 1893 г. на Всемирной выставке в Чикаго (США) и в 1896 г. на Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде. При этом отмечалось «отличное качество строченых изделий». Заказчик строченых изделий из с. Кромы И.Н. Сироткин получил патент «Поставщик Двора Ее Императорского Величества». Строчевую вышивку Верхнего Ландеха и окрестных сел отличали узоры с изображением цветочных мотивов – розы, виноградные грозди, веточки смородины, полевые цветы, вьюнки. 

После революции  промысел был возрожден в 1921 г. с созданием строчевой артели. В 1923 году на Всероссийскую художественную выставку артелью были подготовлены строчевые изделия по рисункам постельных гарнитуров с покрывал царя Михаила Федоровича (начала XVII в.). На выставке 1938 года в Париже накидка, выполненная Г.А. Кузьмичевой, получила первый приз. В 1958 году жюри Брюссельской выставки присудило серебряную медаль Ивановскому областному промсовету за участие в изготовлении уникальных изделии, среди которых был выполненный в Верхнем Ландехе под руководством В.В. Пуховой занавес стоимостью 12 000 рублей. 

С 1965 года в дальнейшее развитие строчевого дела огромный вклад внес бывший директор Верхнеландеховской строчевышивальной фабрики А.Ф. Тулаев.    

Человек, оставивший добрую память и яркий  след на  земле…

2016-01-08 TulaevАлександр Федорович Тулаев родился в 1926 году в деревне  Кашино Стариловского сельского совета. Десятилетку закончить не пришлось, началась Великая Отечественная  война, мужчин забрали на фронт. Еще юнцом работал в колхозе на ответственной должности завхоза. Воевал.  Участвовал в боях  и походах с августа 1944 года по апрель 1945 года  в составе 400 гвардейского самоходного полка. Ему довелось брать Берлин.  Награжден медалями «За отвагу», «За победу над Германией», «За взятие Берлина», орденом Отечественной войны II степени, другими юбилейными наградами.  Был тяжело ранен в обе ноги,  уволился  в запас в январе 1946 года  в чине младшего сержанта. 

В системе народных художественных промыслов Верхнеландеховской строчевышивальной фабрики  А.Ф. Тулаев стал работать с марта 1961 года, сначала в должности старшего товароведа, а в 1965 году  возглавил предприятие.

Александр Федорович является одним из инициаторов хозяйственного строительства. Под его началом в трудных условиях сельской местности в 1971 году было начато строительство нового здания фабрики. В 1974 году трехэтажный производственный корпус площадью 1582 кв.м. был введен в эксплуатацию. Он был оснащен новым оборудованием и службой быта. Велась  на фабрике большая работа и по строительству жилья, немногим позже в эксплуатацию пущены 15 квартир, в том числе и 12-квартирный кирпичный дом по улице Комсомольской. 

За годы руководства А.Ф. Тулаева фабрика стала ведущим предприятием Управления народных художественных промыслов Ивановской области, на котором помимо массового ассортимента – полотенец с ажурными зубчатыми краями, скатертей, столешников, дорожек, салфеток, постельного белья изготавливали и малосерийные, более сложные по оформлению изделия.  Продукция была востребована, в том числе  и на зарубежных рынках.  Объем производства  наращивал обороты, расширялись производственные мощности. С введением в эксплуатацию нового здания увеличилось количество рабочих мест, увеличивался ассортимент выпускаемых изделий. Фабричное производство процветало. На базе производства успешно работало направление по подготовке кадров, велись уроки в школе, потом в местном  СПТУ.   Число работниц фабрики достигало 450-500 человек.  Про заслуги, награды, переходящие знамена, другие титулы строчевышивального верхнеландеховского  промысла и говорить не приходится – их было немерено.

Помимо своих профессиональных заслуг Александр Федорович был хорошим семьянином, с супругой Марией Васильевной они прожили  долгие годы, воспитали достойно четверых детей. Жена также отдала фабрике всю себя без остатка,  трудилась в ажурном цехе. Как мастеру участка машинной вышивки ей по области было присвоено звание «Лучший мастер Управления».

Жили в коллективах цехов очень дружно, можно сказать, одной семьей. По воспоминаниям сегодняшних фабричных ветеранов (а на фабрике работали в большинстве своем женщины), Александр Федорович был руководителем «от Бога» - умел, где нужно, и строго спросить, и поддержать  в трудную минуту, подбодрить, успокоить, направить в рабочее русло. Ему были присущи такие ценные человеческие  качества, как честность, порядочность, целеустремленность, добросердечие, отзывчивость. Рабочие  честно признаются, что  его любили.   Он умел наладить контакт с любым из оппонентов – будь то начальник высшего ранга,  простая работница  или сосед по улице. Помогал, входя в положение каждого. Именно таким  его помнят земляки – человеком, оставившим яркий след на  верхнеландеховской земле…

В годы перестройки промысел стал невостребованным

Выросший из домашнего, крестьянского ремесла в большое промышленное производство, строчевышивальный промысел в начале 90-х годов ХХ века стал увядать, не сумев перестроиться на новое русло рыночной экономики страны. В 1997 году на базе фабрики было создано открытое акционерное общество «Велас». Основной костяк коллектива к этому  времени изрядно поредел, остались только истинные приверженцы строчевого дела.  А в 2003 году Верхнеландеховская строчевышивальная фабрика  была  расформирована, на ее месте  другими владельцами организовано швейное производство по пошиву форменной одежды для рабочих различных  отраслей народного хозяйства и промышленности страны.  Но это совсем другая история...

С закрытием строчевышивального производства многие первоклассные мастерицы остались не у дел. Кому вышел срок - ушли на заслуженный отдых, кто-то искал себя в других  профессиях, кто-то остался осваивать новое фабричное дело. Часть рабочих, не желающих терять свои навыки строчевого промысла,  перешли на надомную работу в фабрику «Ришелье» города Пучежа. Благо, что в счет зарплаты, которую не платили в годы перестройки перед закрытием, многие смогли за долги предприятия выкупить свои рабочие машины. Тогда, по рассказам женщин, на дому трудились порядка 20-30 работниц. С течением времени и это ушло в небытие. Так, казалось бы, на корню и было загублено строчевое дело, прославившее наш край на весь мир,  возрожденное по крупицам с дореволюционных времен из простых крестьянских изб, написанных жизнью сюжетов самобытных, талантливых от природы рукодельниц.

Сегодняшние хранительницы некогда знаменитого строчевого промысла

2016-01-08 MasaevaБез своего любимого дела –  заготовки изделий под ажур, не может до сей поры прожить  наша односельчанка Надежда Викторовна  Масаева.  Когда-то, в далеком 1970 году она 16-летней девушкой пришла на фабричное производство прямо со школьной скамьи. Как и бывший директор фабрики, Надежда Викторовна - уроженка деревни Кашино. Потом их семья переехала в деревню Маровка, где местные женщины А.Н. Макарова, А.И. Молева трудились – дергали на дому. Они-то и заложили у девчонки неимоверный интерес, а впоследствии и любовь  к этому делу -  очень важному этапу  строчевышивального искусства.  Для тех, кто не знает – это практически основа, самая главная заготовка изделия  после  кроя.  На куске ткани необходимо нанести разметку задуманного рисунка (квадрата, ромба, звездочки, другой фигуры, мережки и т.п.),  и выдергать ниточки так, чтобы получилась сетка, либо ровная продернутая линия  для дальнейшей вышивки орнамента, рисунка. При этом ошибки  в работе практически исключены, иначе изделие, как говорится, «загуливается» на корню.  Необходимо сказать, что в процессе труда на фабрике Надежда Викторовна освоила и другие смежные профессии, но именно  цех  заготовки изделий по ажур, а проще - дергальный цех  стал для нее практически рабочей семьей на долгие трудовые годы, а стаж у женщины солидный – более тридцати лет.  «Не пришлось на любимой фабрике, - сетует она, - доработать до пенсии.  А работа  на новой линии швейки, да еще и с синтепоном, не  заладилась, с фабрики ушла. Но любимое дело не бросила.

Сначала работали на Пучеж, потом нас нашли заказчики из Палеха. Сегодня получаю заказ из Костромы, там наши изделия пользуются спросом у туристов». 

И правда, я застала ее за работой по полученному заказу - дерганьем кубанов для сувенирного постельного белья.  Удивительно, как ловко и быстро, прямо на глазах  появляется ладный красивый резной кубан – заготовка для вышивки. 

Спрашиваю, а кто разрабатывает рисунки, рассчитывает, кроит материал, обсчитывает  стоимость работы?  В ответ слышу: «Все сама, муж помогает рисунки придумывать, чертит сначала на бумаге, потом пробуем, воплощаем в жизнь. Да многое наработано годами, вспоминаем фабричные мотивы, орнаменты.  Если большой заказ, то дергать помогает моя ученица, бывшая коллега по цеху Марина Шустова. А машинной вышивкой сегодня на дому занимаются лишь две мастерицы: В.Д. Чумакова и Г.Н. Моклокова. К пошиву изделий привлекаем также бывших работников швейного цеха фабрики. Гладим, упаковываем сами. Так и подрабатываем помаленьку. Это уже не работа, а увлечение, хобби по современному, которым занимаюсь с удовольствием, наслаждением, забывая обо всем вокруг. Жаль, что передать  мастерство некому…»  Немного  помолчав, Надежда Викторовна с грустью добавила: «Уйдет ведь знаменитый  строчевой  промысел…».  А еще сетует мастерица, что у них нет возможности работать напрямую с покупателями, устанавливать рыночные цены.  Трудятся они сегодня  только  через заказчика, который  продукцию берет оптом, реализует их товар и устанавливает ценовые пределы.

2016-01-08 MoklokovaПосле окончания восьмилетки в 1972 году на фабрику пришла работать Галина Николаевна Моклокова, уроженка Верхнего Ландеха. Была она тогда совсем  молоденькой девчонкой из многодетной семьи, испытывающей финансовые трудности.  Старшие сестры  после школы учились дальше, а она  решила помогать матери -  пошла работать, выбрав своей  профессиональной деятельностью цех машинной вышивки. Ее первой наставницей была А.В.  Тюкалова, которая приняла девочку, как родную, всему научила, поделилась секретами строчевого дела. Может, потому и ремесло понравилось, хоть и приживалось непросто. Галина Николаевна со смехом вспоминает: «Бывало - и пальцы пришивала! Здесь ведь не только старание, внимание нужно, но и быстрота действий, хорошая реакция, сноровка, аккуратность, терпение. Чуть зазеваешься - и рисунок испорчен. Не гонись  за количеством, делай  на совесть, качественно – так всегда говорила мне наставница Антонина Васильевна. Этому совету я и следую до сих пор». 

По-доброму, с уважением и благодарностью женщина вспоминает коллег по  фабрике,  мастера цеха М.В. Тулаеву, бывшего директора А.Ф. Тулаева, которые не давали  унывать, что бы ни случилось, поддерживали рабочих во всем.  В лихие 90-е, когда  не платили зарплату, был период, что пришлось уйти с фабрики, признается Галина Николаевна - троих детей надо было  кормить, одевать, поднимать. Но долго без любимого дела выдержать не смогла и снова вернулась в  фабричную стихию,  словно опять  домой  попала после разлуки. После закрытия строчевышивального промысла в Верхнем  Ландехе вместе с подругами работала дома на пучежском производстве  в технике стиля «ришелье», оттуда и на пенсию вышла, и машину «Универсал»  там же выкупила: «Спасибо  за помощь А.А. Шестериковой, которая художником с нами работала.  Что бы я без машинки делала… Сажусь за нее, и  все остальное уходит на второй план.  Думаю, вот он - простой кубанчик, начинаешь фантазировать, благо в голове множество рисунков крутится: все те, что на фабрике  художники разрабатывали, а мы строчили. Машинка приятно зажужжала, стежок, другой, третий – и, как у художника на картине,  начинает что-то вырисовываться,  появляется мотив, который хочется дополнить, доработать и так дальше до конца. На заказ, конечно, делаем рисунки попроще, отработанные, те, что не удорожают  готовое изделие. Сами знаете, сейчас кризис, кто покупать будет. Помимо заказа, как поздоровится,  дочке комплект  вышиваю, да цветными нитками, видите, как красиво..». Я рассматриваю изделие и соглашаюсь, что и правда игра красок добавляет ему особый колорит.  

2016-01-08 ChumakovaЕще одна мастерица Вера Дмитриевна Чумакова родилась и выросла в соседнем поселке Пестяки. Со строчкой была  также знакома с детских лет. После школы  поступила и успешно окончила отделение художественной вышивки Холуйского художественного училища. По распределению попала  на строчевышивальную фабрику города Шуи, там и начала свою трудовую деятельность.  Но в  один из приездов домой узнала, что на  новую фабрику в Верхний Ландех требуется художник  с образованием, и жилье предоставляется. Так по запросу, переводом девушка попала на верхнеландеховское  строчевышивальное производство.   Сюда они приехали уже вместе с мужем. Было это в 1975 году. Здесь на фабрике женщина  проработала до её закрытия бессменно 28  лет.  Трудилась она и художником, создавая и разрабатывая новые рисунки, орнаменты, мотивы, изделия, потом ушла в цех машинной вышивки, уж больно ей нравилось доводить свои задумки до логического конца своими руками. О своей профессии  она рассказывает с нескрываемой любовью, говорит, что этим нужно очень увлечься, как она когда-то, и  жить.  По совместительству  Вера Дмитриевна вела уроки труда в школе и в работающем тогда СПТУ № 28. Учеников через ее умелые, мастеровые руки прошло много. Особо талантливых она помнит до сих пор, среди них есть и  наши односельчанки – вышеупомянутая М. Шустова и Е. Кокурина, которая после школы училась в  том  же училище, что и ее наставница. 

Работа художника,  мастера  машинной вышивки, по  мнению  нашей собеседницы,  очень интересная, творческая,  увлекательная и даже волшебная. Да и чем не волшебство - путь от простой ткани в рулоне до готового изделия? Прежде всего над мотивами, рисунками, орнаментами, стилем и формой  колдуют художники, потом ткань попадает в цех раскроя, затем в цех  заготовки  изделий под ажур, дальше  мастерицы  машинной и ручной вышивки  воплощают идеи художников в реальность, потом швеи сшивают заготовки в единую целую композицию, гладильщицы все это отпаривают, придают изделию товарный вид и упаковывают.  Конечно, как и другие,  увлеченная  любимым делом Вера Дмитриевна изучила все вышеперечисленные стадии производства, умеет делать все. Но больше по душе ей все же машинная вышивка, которой она с удовольствием  занимается до сих пор. «Сегодня, - говорит мастерица, - большим спросом у  заказчиков и покупателей,  с которыми я работаю, пользуются венчальные и крестильные наборы. Ими в основном и занимаюсь. А для души  люблю делать изделия в подарок  своим родственникам, близким людям, друзьям».

Как у истинной поклонницы строчевышивального мастерства, в ее доме висят  красивые строченые шторы. Необходимо сказать, что В.Д. Чумакова - частый гость различных выставок народного творчества  в Доме ремесел, библиотеке. Она с удовольствием делится с подрастающим поколением знаниями художественного промысла строчки.  Переживает за уходящий, пропадающий особый верхнеландеховский стиль. И готова хоть сегодня взять на обучение девочек, школьниц, но только постарше, потому как работа с машиной требует предельной внимательности, осторожности  и аккуратности. 

Вот такие они - наши мастерицы, которые, как могут, сохраняют некогда прославивший наш край на весь мир  промысел. Перестанут они этим заниматься – и «умрет» строчевышивальный промысел, который на протяжении  столетий поддерживали, передавали из поколения в поколение наши  предки. Если случится такое, то потом возродить  его будет практически невозможно.

Поэтому хотелось бы выразить надежду  односельчан, долго и с полной отдачей сил трудившихся в стенах Верхнеландеховской строчевышивальной фабрики, на возрождение народного промысла, хотя бы в существующем Доме ремесел. Пока еще есть те люди, которые могут и готовы поделиться мастерством с молодежью. Кстати сказать, одно время  там была такая студия, и вела ее Л.А. Старикова. 

Известная пословица гласит:  «Всё новое в мире – это хорошо забытое старое». А вдруг да и вернется  все на круги своя?..

Выражаю слова благодарности за предоставление документального материала из фонда библиотеки коллективу МКУ «Верхнеландеховская библиотека»  и за фото снимки из семейного архива Г.А. Коротышевой.

                                                              Ирина ЗАЙЦЕВА.  

Просмотров: 2314