«В реализации проекта «Забытое ремесло» могут быть заинтересованы многие структуры района»

Опубликовано: 18.04.2016

2016-04-08 15 6Мы встретились с А.Ю. Тимофеевым, чтобы подробнее узнать о его участии  в  Молодежном открытом голосовании и о разработанном им общественно-политическом проекте.

А.Ю. Тимофеев родился в селе Мыт, свою основную деятельность начал  учителем Мытской школы. Сегодня он работает  учителем физики, биологии в Верхнеландеховской средней школе. Краеведением занимался со школьной скамьи. Со временем этот интерес  перешел на другой уровень. Теперь педагог не только сам изучает историю, культуру, традиции родного края, а также прививает интерес школьникам. Уже не один год он является руководителем объединения «Краевед» при Верхнеландеховском ЦВР.   Вместе с ребятами они 10 раз становились победителями на Всероссийских конкурсах: «ЮНЭКО», «Национальное состояние России», «Отечество», «Малая родина». Женат, воспитывает троих   детей.

- Анатолий Юрьевич, что  побудило Вас принять участие в этом проекте?

- Территория Верхнеландеховского района – одна из старейших в Ивановской области. На протяжении многих столетий наш край впитывал многовековые традиции предков, выражавшихся не просто в развитии ремесел, но и архитектурных сооружениях, памятниках природы. Имея выгодное географическое положение, село Мыт, находящееся вблизи судоходной реки Лух и торговых дорог, идущих в Лух, Шую, Нижний Новгород,  сформировало и заимствовало традиции соседних территорий, волостей. В настоящий момент доказано, что территория села Мыт является центром не только своего этнографического участка, но и целой Ландеховско-Мугреевской зоны, что еще раз подтверждает уникальность данной территории. Причем, выразилась она не только в фольклоре, традициях, одежде, но и в особенностях и традициях украшать и изготавливать деревянные дома и постройки. Мне давно хотелось внести свою лепту в развитие  родного села Мыт и проект «Я МОГу» дает возможность представить обществу и власти свои мысли и идеи в данном направлении. К тому же эта тема мне близка и интересна. О данном проекте я узнал от заведующего отделом культуры, молодежной политики и спорта администрации района  М.В. Крыловой, и решил принять в нем участие, подал заявку.

- Расскажите подробнее о своем проекте.

- Мой проект носит название  «Забытое ремесло». Основной инновационной идеей проекта является создание музея-мастерской деревянного зодчества в школе, на базе которой ребята нашей школы, а также учебных заведений соседних районов смогут овладеть ремеслом древоделов и резчиков  по дереву, приобщиться к традициям наших предков, освоить тонкости забытых ремесел, пообщаться с людьми, являющимися хранителями данных традиций. Основная цель проекта - приобщение  детей и молодежи к традициям предков, сохранение  забытых  ремесел, воспитание патриотического отношения к своей малой родине, гордости за свой край и народ. А также развитие туристско-краеведческого потенциала края; укрепление здоровья детей через занятие ремеслом; распространение традиций деревянного зодчества на территории соседних районов и школ; привлечение детей к проблеме сохранения культуры и культурного наследия своего края.

Конечная цель проекта дает возможность создания музея-мастерской деревянного зодчества  как центра внеурочной деятельности в школе, где многие ребята смогли бы не просто посмотреть и познакомиться с разнообразными видами резьбы, историей их появления и развития, инструментами, использующимися для рубки древесины, солярными знаками, видами срубов и частями дома, но и самостоятельно, под руководством мастера, получить необходимые навыки владения ремеслом. Создание музея-мастерской деревянного зодчества на территории Верхнеландеховского района, где сохранилось множество материальных и культурных ценностей, приведет к сохранению многовековых традиций деревянного зодчества и приобщению детей и молодежи к традициям предков.    Реализация данного проекта позволит решить множество социальных проблем: занятость  детей и  молодежи во внеурочное время, развитие творческого потенциала, повышение имиджа  школы, трудовое воспитание молодежи. Проект позволит реализовать многим детям свои творческие способности, проявить себя, поспособствует связи между многими поколениями людей. В сельской местности очень мало мест, куда молодежь могла бы пойти после школы и реализовать себя в добрых начинаниях, поэтому у ребят появится шанс проявить себя, научиться добиваться результатов. Следствием этого станет укрепление здоровья детей, каждый ребенок сможет увидеть результат своего труда.

Когда я работал над проектом, то выявил  основные препятствия для его реализации: недостаточная активность включения волонтеров и представителей местного сообщества в деятельность по реализации проекта. Опыт школы показывает, что организовать включение общественности в реализацию проекта достаточно непросто, что наблюдалось во время реализации проектов «Лухская Венеция», «Экологическая безопасность места проживания», «Пляж села» и т.д.; паспортизация и сбор документов для открытия школьного музея  - довольно длительный процесс, который может затянуться больше 1 года; недостаток финансовых ресурсов на реализацию проекта; отказ районного руководства и спонсоров от финансирования на ремонт помещения музея, организацию экскурсий, закупку необходимых материалов.

Эффекты проекта  вижу  в сохранение культурного наследия деревянного зодчества в  нашем крае; изучение народных традиций; приобщение детей к традициям предков, заготовка материала, изготовление изделий; трудовое обучение детей; этно-экологическое воспитание подрастающего поколения; внедрение краеведческого принципа в преподавание многих предметов в школе (география, история, обществознание, краеведение, МХК, рисование, иностранный язык и т.д.). Также привлечение общественности к решению острых социальных проблем района; малое предпринимательство (изготовленные изделия дети могут продать, реализовать на ярмарках - материальная заинтересованность детей); пропаганда здорового образа жизни детей и молодежи; распространение данного опыта на муниципальном и региональном уровнях. Основной способ реализации проекта – это совместная деятельность учителя и учеников, которые также заинтересованы в открытии творческой мастерской, привлечение общественности к проблеме и путям ее решения, подача информации в СМИ о ходе реализации проекта, привлечение телевидения. Также планируется проведение многодневных походов по маршрутам:

- Мыт – Кромы – Бараново – Верхний Ландех – Мыт;

- Мыт – Старилово – Верхний Ландех – Засека – Симаково – Мыт;

- Мыт – Старилово – Пестяки – Мордвиново – Неверово-Слобода – Нижний Ландех – Князьково – Мыт;

- обзорные экскурсии по территории родного края с привлечением ребят из школ соседних районов, проведение творческих встреч и мастер-классов по резьбе с выездом в различные организации.

Данный подход поможет не просто создать группу единомышленников, но и даст ребятам хорошие знания о разновидностях резьбы при украшении домов, способах постройки домов, а также позволит подчеркнуть особенности символики на отдельных территориях района.

- Анатолий Юрьевич, как Вы считаете, есть ли  реальная возможность реализации проекта «Забытое ремесло»?

- Если районные структуры заинтересуются, меня поддержат, то я с удовольствием бы занялся  реализацией своего проекта. А в реализации такого проекта могут быть  заинтересованы многие структуры района:

В первую очередь, администрация школы, так как на базе учреждения будет разработана инновационная идея, проект, который позволит развить творчество детей, организовать поддержку талантливой молодежи, повысить показатели среди школ по рейтингу.

Отдел образования администрации Верхнеландеховского муниципального района, так как на территории района социальные проекты, направленные на повышение самостоятельности, развитие личности ребенка, укрепления здоровья и применения здорового образа жизни, реализуются в недостаточном количестве.

Отдел культуры, молодежной политики и спорта администрации Верхнеландеховского муниципального района  – данный проект может быть включен в программу «Молодежь Верхнеландеховского муниципального района» до 2020 года.

Муниципальное казенное учреждение Мытский краеведческий музей – так как двустороннее сотрудничество (заключен договор о сотрудничестве) окажет благоприятное влияние на реализацию проекта каждой из сторон, поспособствует получению новых данных, проведению совместных выставок, экспозиций, правильной постановке и организации музейного дела  в музее-мастерской.

- Благодарим Вас за интересный разговор. Будем надеяться, что разработанный Вами проект воплотится в жизнь.

   Татьяна КОЛОБОВА.

Просмотров: 743